branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Все хорошо, но система не работает»

Первое заседание рабочих групп Общественного совета при МВД и Минтрансе утонуло в противоречиях...
Дорожная инфраструктура России – гигантские авгиевы конюшни, где концов не найти, а если начать их разыскивать, легко можно увязнуть и самому. Такое впечатление произвело состоявшееся накануне в Центре специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения (ЦСН БДД) совместное заседание рабочих групп Общественного совета при МВД и Минтрансе России. Эксперты добросовестно пытались разрешить назревшие вопросы организации дорожного движения, но в результате два с половиной часа блуждали в потемках, свидетелем чего стал корреспондент Autonews.ru.


«В течение семи лет мы часто встречаемся и обсуждаем проблемы организации дорожного движения - на правительственных комиссиях, на встречах с председателем правительства и президентом. Но никто не может сформулировать четких предложений. Мы все устали от разговоров, хотелось бы конкретики», - обратился к собравшимся председатель Общественного совета при МВД России Анатолий Кучерена.

Но конкретики не получилось и в этот раз: например, попытка выяснить, что именно привело к недавнему резонансному сбою в электронной системе оплаты штрафов, сразу же завела участников заседания в тупик.

- За два дня работы горячей линии мы получили более 200 жалоб от водителей на ваш сайт, который дает неверную информацию об оплате штрафов, - обратился Кучерена к начальнику ГУОБДД МВД России Виктору Нилову, - водители пишут, что оплатили штрафы, а ваш сайт числит их в должниках.

- Не наш сайт, а система дает. Наш сайт дает возможность посмотреть – оплатил штраф или нет, - парировал Нилов.

- Ну, какая разница, человек приходит на ваш сайт…

- Что «приходит»? Мы ему даем возможность прийти на сайт и посмотреть, раньше вообще этого не было, - возмутился начальник ГУОБДД МВД РФ.

- Я о другом сейчас… Насколько я понимаю, есть банки, которые принимают штрафные платежи и должны быть зарегистрированы в системе ГРС. Но они не все там зарегистрированы. Поэтому и информация не поступает. Так?

- Зарегистрированы, - возразил Нилов.

- Не все.

- Все.

- А почему тогда информация не поступает?

- Вот на этот вопрос никто ответить не может, - развел руками генерал-лейтенант. - Сейчас по Москве 21 банк принимает наши штрафы. Они зарегистрированы, они все ознакомлены с требованиями, они все работают в рамках закона – но вот только система не работает.

- Да подождите! – вскипел Кучерена. - Мы всегда ссылаемся на систему! Все всегда хорошо, но система не работает! Что делать-то?

- Вопрос не по адресу, - пожал плечами Нилов.

- Так может нам убрать пока то, что вешается на ваш сайт? Раз не могут банки…

- Тогда к водителю придут уже судебные приставы или мы его остановим на дороге, отдадим судье – и на 15 суток его посадят.


Почувствовав замкнутый круг – система дает сбой, но ее ликвидация приведет к еще худшему результату – эксперты сочли за лучшее перейти к следующему пункту: скверным дорогам, которые ежегодно уносят 10 тысяч жизней, являясь причиной каждой третьей аварии в России. Но пролить свет на этот вопрос оказалось еще сложнее – казалось бы, существуют ГОСТы и СНиПы, но они не соблюдаются дорожниками, а найти с кого спросить за это чрезвычайно сложно. Простой пример: рядом с оживленной магистралью строится торговый центр, который сразу же закупоривает движение.

- Кто за это отвечает? – допытывался Кучерена у руководителя администрации городского округа Домодедово Дмитрия Городецкого.

- За что именно?

- За то, что создается пробка.

- Отвечает тот, кто давал разрешение на строительство, - резонно отвечал чиновник.

- А кто дает разрешение? – не отставал председатель Общественного совета.

- В зависимости от объекта…


И так до бесконечности: разрешение дают муниципальные или городские власти, но они, в свою очередь, основываются на заключении экспертной комиссии и так далее. Ни ГИБДД, ни даже прокуратура не имеют полномочий вынести предписание снести злосчастный торговый центр – он нарушает все мыслимые нормы, но при этом он совершенно законен. Парадокс. Есть еще более нелепые ситуации: как рассказал замначальника управления по надзору за исполнением законов о защите государства и общества Генпрокуратуры РФ Александр Русецкий, некоторые федеральные трассы проложены по частной земле, которую не успели выкупить или отсудить у собственников – таким образом, обочина трассы оказывается в полном распоряжении «частников».

- Я приведу вам другой пример, - вмешался Нилов. – Есть строительный стандарт, в соответствии с которым пешеходный переход на дороге с двумя и более полосами должен обязательно иметь островок безопасности. Но их нет – такого не должно быть, но встречается сплошь и рядом.

- Ну а кто виноват-то в этом, кто? Назовите конкретное имя, - потребовал Кучерена.

- В данном случае, тот же Ликсутов, - заявил начальник ГУОБДД МВД РФ. – Давайте спросим с него, почему он допускает подобное.


И вновь тупик: очевидно, что спрашивать заместителя мэра по транспорту о пешеходном переходе нелепо - необходимо призвать к ответственности владельца дороги, но для этого сначала его нужно установить. В чьем подчинении находится дорога с опасным переходом, на кого писать жалобы, чтобы не быть отфутболенным по инстанциям? А главное, что владелец дороги все равно понесет лишь административную ответственность. Получается, можно сколько угодно «сэкономить» на безопасности при строительстве трассы, из-за чего погибнут люди, и отделаться лишь штрафом. Какой бы вопрос ни затрагивали участники заседания – от обучения ПДД в школах до проектирования велодорожек – он тянул за собой целый клубок противоречий, который членам рабочих групп придется скрупулезно распутывать.

Подведя формальный итог обсуждения, эксперты спустились в аналитический отдел ЦСН БДД. В это помещение, похожее на пункт управления космическими полетами, приходит информация о каждом ДТП в России, в котором погибли или пострадали люди. Причем не только полицейские протоколы, но и фотографии с места происшествия, что позволяет точно воспроизводить картину случившегося. Накопленная гигантская статистика позволяет экспертам центра вычислять наиболее аварийные участки трасс и предлагать меры как локального, так и глобального характера – вплоть до изменения дорожного законодательства.


В качестве примера подобной работы перед экспертами и журналистами была «разобрана» недавняя авария – двое подростков на скутерах столкнулись на пересечении дорог, один погиб. Посмотрев фотографии с места аварии, работники центра пришли к выводу, что молодые люди не смогли сориентироваться в дорожной ситуации, так как на перекрестке отсутствовал знак «Главная дорога» - и не было ясно, кто кому должен уступить. Теперь этот знак там есть. Однако эксперты-общественники увидели на фотографиях иную причину ДТП – разбитую дорогу, усыпанную песком, на которой толком не затормозишь даже при наличии знака.


По мнению координатора «Синих Ведерок» Петра Шкуматова, аналитический отдел вообще мог бы принести обществу колоссальную пользу обществу, если бы фотографии и протоколы выкладывались в интернет. Во-первых, люди имели бы перед глазами не сухую статистику, а написанные кровью наглядные примеры того, как не нужно поступать на дороге. Во-вторых, интернет-пользователи помогли бы выявлять истинные, а не формальные причины аварий: «Как, например, последний случай на МКАД, когда погиб водитель грузовика: рабочие срезали асфальт, оставив резкий переход – в результате грузовику срезало шину, он опрокинулся. Согласно формальному подходу, который и пойдет в конечную статистику, виноват сам дальнобойщик, который должен был каким-то чудом предугадать яму. Но на самом-то деле он невиновен». Работники центра обещали рассмотреть предложение главы «Синих ведерок». Единственное препятствие: невозможность публиковать материалы до тех пор, пока продолжается расследование уголовного дела.

Алексей Сивашенков