Autonews
Статьи

Апрельские тезисы Медведева

Премьер-министр поручил подготовить ряд проектов, меняющих привычную действительность на дорогах...
Апрельские тезисы Медведева
Апрельские тезисы Медведева
Нынешний год грозится стать для автомобилистов беспрецедентным по количеству законодательных нововведений. Подводя итоги мартовского заседания по безопасности дорожного движения, премьер-министр Дмитрий Медведев поручил МВД, Минюсту и Госдуме подготовить ряд концептуальных проектов, способных изменить привычную российскую автомобильную действительность. Среди таких проектов – определение понятий «опасного вождения» и «превышения средней скорости» (с введением санкций за эти правонарушения), а также меры по развитию гражданского контроля за соблюдением ПДД.


«Письма счастья» придут с видеорегистраторов

Отметим, что по каждому пункту, озвученному Медведевым, уже существует законопроект – либо ранее отвергнутый Госдумой, либо еще не рассмотренный. Однако в вопросе сотрудничества автомобилистов и дорожной полиции премьер-министр выступил пионером. Чтобы противодействовать лихачам на дорогах, он предложил водителям объединяться в «позитивные коалиции», содействующие ГИБДД. В качестве примера для подражания Медведев указал на европейцев, и даже рассказал автобиографический случай: в 1990-е года он выехал за рубеж с друзьями – и их автомобиль был остановлен за превышение скорости, хотя само нарушение полицейские не видели. По мнению премьера, кто-то из граждан успел «добежать до дорожной полиции и стукануть».

«Я бы на месте Медведева не стал это поощрять, - признался Autonews.ru председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - У нас и без того не сильно соблюдаются процессуальные гарантии, а тут штраф на основе чьих-то свидетельских показаний. Кроме того, я отношусь к доносительству гораздо сдержаннее, чем некоторые его ретивые поборники. Думаю, в России это не приведет к торжеству закона. В истории страны уже был этап, когда граждане стучали друг на друга. Несправедливость, месть, попытки получить выгоду – вот к чему это может привести».

Очевидно, действуя по горячим следам после заседания с участием премьера, депутат от «Единой России» Роберт Шлегель заявил на прошлой неделе о разработке законопроекта, обязывающего полицейских возбуждать дела об административных правонарушениях, основываясь на видеороликах, размещенных сознательными гражданами на сайте государственных услуг.

«Это давняя идея. В свое время мы сами предлагали ее ГИБДД, - прокомментировал предложение Шлегеля координатор «Синих Ведерок» Петр Шкуматов. – Если кто-то ее решил присвоить – не жалко, главное, чтобы на дорогах становилось безопаснее. Смысл в том, чтобы приравнять видеорегистратор к камере фиксации нарушений. То есть, точно так же, без лишних проволочек, нарушителям присылались бы «письма счастья». Только, на мой взгляд, разумно ограничить число фиксируемых нарушений теми, которые можно определить безошибочно: проезд по обочине, на красный свет и «встречка». Ну, еще движение по разделительной».

Нарушителей будут ловить на средней скорости

Идея дополнить действующую в России систему видеофиксации алгоритмом высчитывания средней скорости была высказана депутатом «Единой России» Александром Васильевым еще в декабре прошлого года. Он предложил высчитывать скорость движения по двум камерам – в начале и конце участка. Если водитель проехал отрезок быстрее, чем это можно сделать с максимально разрешенной скоростью, то, соответственно, он нарушил ПДД. Отметим, что из всех проектов, одобренных Дмитрием Медведевым, этот, пожалуй, вызывает меньше всего вопросов, так как подобная схема применяется в других странах, например - на автобанах Италии и Великобритании. Впрочем, по мнению экспертов, в России проект столкнется с рядом законодательных трудностей.

«Меня смущает этот проект, потому что он содержит ряд спорных моментов, которые едва ли могут быть преодолены, - отметил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Владимир Александров. - Простой пример: трасса Москва-Питер. Расстояние известно, «законное» время пути высчитать не сложно. Но что, если едут два водителя? Кого из них штрафовать – кто именно превысил и где? А если никто из них не является владельцем автомобиля, а камеры отсылают штрафы именно собственникам? То есть, все это очень сомнительно с точки зрения закона».

Как заявил эксперт в области законодательства о безопасности дорожного движения Виктор Травин, предложенная схема изобилует «дырами», которые сделают ее применение совершенно неэффективным: «Хочется перефразировать классика: обмануть господина Медведева нетрудно, он сам обманываться рад. Что помешает водителю ехать с любой угодной ему скоростью, шалить как угодно, а затем, перед второй фиксирующей камерой, остановиться на заправке и выпить кофейку? И получится, что отрезок он проехал со скоростью даже ниже позволенной. Получается, что введение средней скорости – типичная показуха, которую в правительстве воспринимают с серьезной миной».

Водителям пропишут успокоительное

Наказать не в меру ретивых водителей, играющих на дороге в «шашечки» или «висящих на бампере» с целью согнать с ряда, задался депутат ЛДРП Ярослав Нилов, предложив в сентябре прошлого года законопроект, вводящий понятие «агрессивного вождения». Отметим, что с 2012 года депутат выдвинул огромное количество инициатив – от конфискации машин у пьяных водителей до амнистия автомобилистов, лишенных прав менее чем за 0,2 промилле – и столь массированный законотворческий удар в итоге принес свои плоды: проект об «агрессивном вождении» попал в цель, идею одобрил премьер-министр и Госдума (хотя формально законопроект был отклонен). По мнению экспертов, такая мера и правда давно назрела, но слабым пунктом проекта является его зависимость от качества работы дорожной полиции.

«Термин «опасное вождение» существует и применяется в других странах. Конечно, и нам бы нужно ввести что-то похожее. Но в реально существующих российских условиях это будет мертворожденная статья. Во-первых, «опасное вождение» - это субъективная оценка полицейского. А у нас инспекторам ГИБДД не очень-то доверяют. Понятно, что «кого надо» останавливать не будут, а кого не надо – запросто, для выполнения плана», - отметил председатель московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.

«Потом, практика показывает, что инспектором вообще неинтересно заниматься чем-то, кроме «пьянки» и «встречки». Ремни безопасности, езда по обочине и маневрирование без поворотников – это же элементы агрессивного вождения. Разве за них часто останавливают и наказывают? Нет, только во время какого-нибудь «месячника». С учетом того, что камерами опасное вождение не зафиксируешь, этот термин станет просто мертвым грузом нашего законодательства», - добавил он.

С ним согласен и председатель движения «Гражданские инициативы московских депутатов» Леонид Ольшанский: «Это всегда будет крайне субъективной и спорной нормой. Есть объективные нарушения закона: вооруженное ограбление или, скажем, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет. Их можно как-то технически зафиксировать. А как можно зафиксировать опасное вождение? Это исключительно субъективное мнение инспектора. И при наличии хорошего адвоката, такие дела будут рассыпаться как карточные домики».

Среди других поручений Дмитрия Медведева: усиление пропаганды безопасного вождения за счет выпуска социальной рекламы и просветительских программ, обучение основам ПДД в школах и дошкольных организациях, совершенствование нормативов строительства и оборудования дорог - в том числе, обязательное возведение разноуровневых пешеходных переходов на дорогах с 6 и боле полосами.