Дыры на дорогах внушили оптимизм
Статьи 5 апреля 2013
Статьи 5 апреля 2013
Дыры на дорогах внушили оптимизм
Грыжи на шинах, погнутые диски – значит, началась весна. Но на этот раз в Москве дела обстоят лучше...
Дыры на дорогах внушили оптимизм 
Весну ждут все, а вот расплачиваться за ее появление почему-то приходится только аллергикам и автомобилистам. Снег сходит, оставляя после себя наполненные водой рытвины и из года в год воскрешая шутку по недавнюю войну или бомбежку. Грыжи на шинах, погнутые диски – типичная сезонная симптоматика. Впрочем, этой весной в Москве состояние полотна лучше, чем обычно, что отмечают эксперты-общественники, чиновники ЖКХ и даже ГИБДД, насчитавшая в российской столице всего около полутысячи ям.

Как в Европе

Многие наверняка удивятся такому выводу, но асфальт, уложенный в 2011-2012 гг., выдержал испытание аномальной зимой. Об этом накануне заявил заместитель мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. «Локальных разрушений на этом асфальте нет», - указал он, добавив, что многочисленные рытвины, на которые жалуются столичные водители, встречаются только на полотне трехлетней и более давности. «Особенно в дворовых территориях, где по 20-25 лет не перекладывали асфальт», - отметил глава комплекса городского хозяйства, пообещав, что вскоре город войдет в постоянный трехлетний цикл замены асфальта.

Глава «Синих Ведерок» Петр Шкуматов склонен с ним согласиться: «В целом, прошлогодний асфальт выдержал. Но только там, где он был уложен с соблюдением технологий, а не в лужу. Например, при ремонте вылетных магистралей приличия еще соблюдались. А второстепенные дороги, которые вызывают больше всего вопросов у автомобилистов, ремонтировались какими-то людьми, которые и по-русски не говорят. Они клали асфальт лопатой и выравнивали потом катком. Качество работ просто удручающее».

Впрочем, можно утешиться тем, что трястись весной по ямам приходится и европейцам, чьим дорогам так завидуют отечественные автомобилисты – немцам, бельгийцам и норвежцам. Словом, жителям стран со схожим климатом. Такое мнение высказал заместитель руководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков.


«Любое асфальтовое покрытие плохо выдерживает перепад температур. Точно такая же ситуация с асфальтом наблюдается в европейских странах со схожим климатом - Германии, Бельгии, Норвегии. Можно спорить о количестве ям и сроках их заделки, но в целом от этой проблемы никуда не уйти. Тем более что климат там все-таки мягче. Я прожил год в Норвегии – температурный режим там зимой ровный, без резких перепадов. Асфальт плохо переносит именно частые переходы через 0 – а ведь это типичная наша зима», - заметил эксперт.

«На втором месте стоят вопросы технологии – нарушение правил укладки асфальта. Плохой битум, который делается по устаревшим советским ГОСТам. Старое полотно у нас снимается, зачастую, отбойными молотками, а не фрезеруется. Значит, новый асфальт на подложку ровно уже не ляжет. Ну и воруют, конечно. Но, в целом, асфальтовое покрытие у нас нормальное. В Москве, я имею в виду. А существующие проблемы решатся за апрель-май», - уверен Мухортиков.

Ищет милиция, ищут фотографы…

Этой весной на розыск ям на дорогах Москвы были брошены силы дорожной полиции – за два апрельских дня инспекторы запротоколировали 460 недостатков асфальтового полотна и выдали 253 предписаний их устранить. ГИБДД призывает водителей не оставаться в стороне и, как выразилась автоинспекция, «в случае обнаружения новых ям» сразу же писать заявление на официальном сайте ведомства.

Но общественный проект «РосЯма» советует подавать жалобу не в ГИБДД, а в правительство Москвы. Разумеется, не забыв присовокупить фотографию. Дело в том, что мэрия обязана устранить дефект за 7 рабочих дней, в то время как ГИБДД по закону только отвечать на запрос может в течение целого месяца.


Напомним, кстати, что не все ямы являются таковыми с точки зрения государства. Дело в том, что в России, хотя многие считают иначе, продолжает действовать по-своему уникальный ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», принятый в 1993 г. и дающий точное определение выбоине.

Дефектом считается яма, превышающая по своим параметрам 15 см по длине, 60 см в ширину и 5 см в глубину. Если хоть один из этих показателей превзойден, она должна быть обозначена дорожными знаками и сигнальными огнями.

Деньги, зарытые в землю

Одно дело - читать оптимистичные заверения чиновников и реляции ГИБДД, другое - самому ездить по дорогам, которые словно заболели оспой. К тому же, в Московской области, судя по всему, ситуация значительно сложнее. С этим точно согласятся и водители, вынужденные по два раза на дню играть в пятнашки с внушительными рытвинами на Симферопольском шоссе, и те, кто живет восточнее. «На Володарке каждое утро обочины забиты несчастными, меняющими колеса», - делятся жители Подмосковья эмоциями от наступления весны.

На севере не лучше. «Я давно не ездил по Москве, но Дмитровское и Осташковское шоссе - это просто кошмар. Трассы принялись латать месяц назад, во время первых оттепелей, и к этому времени все заплатки уже повыбивало», - рассказал нам председатель московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.

Таких историй, безусловно, в избытке и у жителей других направлений, и перечислять все не имеет смысла. Интереснее другое – кто заплатит, если из-за ямы произошло ДТП. Генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников заверил Autonews.ru, что возмещать убытки обязана дорожная организация, в ведении которой находится аварийный участок полотна.


«Очевидно, отвечать должны они. Но вам придется обосновать в суде, что ДТП произошло из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна. Для этого необходимо, не трогая машину с места, как при обычной аварии, вызвать наряд ГИБДД. При составлении протокола убедитесь, что инспектор не забыл нарисовать на схеме яму. Хорошо бы заснять место происшествия и заручиться свидетелями. После этого нужно взять справку о ДТП, определить, кто именно отвечает за дорогу – и можно подавать на них в суд», - заявил эксперт.

От себя добавим, что довольно часто автоинспекторы в таком случае говорят: в ДТП виноват сам водитель – не соблюдал скоростной режим, иначе бы машина не получила повреждения. Но и здесь опускать руки рано. «Даже если сотрудники фиксируют вашу вину, смело получайте постановление, его можно легко оспорить», - говорит блогер Autonews.ru, автоадвокат Рагим Рзаев.

Иначе обстоит дело, если автомобиль застрахован по КАСКО: тогда заплатят не дорожники, а страховая компания. Впрочем, по мнению Тюрникова, это лишь вопрос времени – подсчитав убытки, страховщики рано или поздно начнут судиться с ремонтными компаниями.

«Сейчас страховые компании фактически не пользуются тем, что к ним переходит право судебного требования от пострадавшего автомобилиста. Они еще не научились его реализовывать. Но за этим будущее, я уверен. Процент машин, поврежденных на плохих дорогах, очень высок. В настоящий момент страховщики платят из своего кармана, так как боятся судиться с государством. Но, в конце концов, они будут вынуждены так поступить. И это будет хорошим знаком: дорожникам придется строить качественные дороги. Да и цена на КАСКО наверняка снизится», - считает эксперт.

Алексей Сивашенков
Комментарии