По выделенной полосе в утренний час пик? – Без проблем. Наглое превышение скорости под камерой автоматической фиксации? – На них мне наплевать. Отказать инспектору в передаче документов? – Проще простого. Как мне это все удается? Ответ прост: моя машина стоит на белорусском учете.
Первый месяц-два меня такое положение дел невероятно радовало. Весь поток тормозит перед камерами на трассе А105, а я нарочито встаю в левый ряд, вишу на бампере, демонстрируя полную независимость. Или, опаздывая на работу, я могу легко свернуть на полосу для общественно транспорта на Профсоюзной улице и обогнать весь поток.
Такое поведение мне, как и тысячам других водителей, кто передвигается по столице на машинах с иностранными номерами, гарантировали комплексы «Стрелка», пробелы в ПДД, дыры в базах ГИБДД и действующий КоАП. Ошибка – думать, будто камеры не могут распознать цифры и буквы на моих номерах. Уверяю вас, данные о моих нарушениях поступают в автоматический центр обработки информации, но вот незадача: у ГИБДД нет базы данных по белорусскому автопарку. То есть, на заключительной стадии уже сформированное письмо счастье не может быть отправлено по одной простой причине – никто не знает, куда его высылать.
Между Россией и Беларусью невероятно тесные таможенные соглашения, предусматривающие, кстати говоря, свободную постановку машин на учет, привезенных из одной страны в другую. При всем этом у Российской ГАИ нет базы данных. Поразительно! Ладно бы там таких, как я, были единицы – так нет же. Количество автомобилей на белорусских и прибалтийских номерах увеличивается каждый месяц. За рулем последних, кстати, сидят совсем не литовцы.
Но превышение скорости и движение по выделенкам – это еще незначительный кусок пирога. Представьте себе, в крайних случаях иностранным гражданам на машинах с зарубежными номерами можно пересечь двойную сплошную, ездить задом по односторонним улицам и, самое страшное, кататься в нетрезвом виде. Во всех этих случаях у водителя, конечно, отберут права. Но ведь ему ничего не мешает съездить на родину, написать заявление об утере водительского удостоверения, получить дубликат и вернуться в Москву. Это просто ужасно.
Поразительно, но это еще далеко не все дыры в законодательстве. Например, какое-то время я активно пользовался опцией непередачи документов в руки инспектору. К черту антикоррупционные замки, споры о том, что меня остановили без нарушения ПДД. Зачем все это, если есть волшебный пункт правил 2.2, который гласит:
«Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:
– иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа - и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении;
– иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа - и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано.»
Замечу, ИМЕТЬ ПРИ СЕБЕ, а не передавать по требованию. На просьбу инспекторов передать мои права и СТС, показываю их в своих руках. Как правило, это приводит сначала к недоумению, потом к возмущению и спорам. На что я достаю последнюю редакцию ПДД, показываю инспектору. Он, в свою очередь, видя направленный на него объектив авторегистратора, говорит: «Я вижу, что у вас все впорядке, езжайте. Но на будущее – вы не правы». Представьте себе, так происходит каждый раз! Примерно одни и те же слова…
В последнее время это стало угнетать. В чужой монастырь со своим уставом не ходят – мучает меня совесть. Я хочу быть как все участники дорожного движения: присылайте мне штрафы, проверяйте документы, отбирайте права на тот, срок, на который положено, в конце концов. Сделайте так, чтобы у меня и в мыслях не было нарушить.
Теперь, когда я опаздываю на работу, стою в пробке, как все остальные, торможу перед камерами и мечтаю, чтобы меня остановили и нормально проверили документы. Но в голове уже начали витать другие мысли: совсем скоро я получу российский паспорт, значит, смогу получить здесь еще одно водительское удостоверение. Получается, теоретически я получу еще одну возможность песпредельничать – у меня будет двое прав. Хм, нет, не буду. Я такой, как все, и плевать на дыры в законе.