Autonews
Статьи

Водителей пугают небывалым бензиновым кризисом

Дефицит бензина России к 2015 году может вырасти в 70 раз, считают в Федеральной антимонопольной службе. Стоит ли всерьез относиться к настолько пессимистичному прогнозу и что будет с ценами на топливо в ближайшем году, объяснили эксперты рынка...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Водителей пугают небывалым бензиновым кризисом
Водителей пугают небывалым бензиновым кризисом 
Дефицит бензина на внутреннем рынке России может вырасти в 70 раз по сравнению с нынешним годом и составить 3,7 миллиона тонн к 2015 году. Такими данными на днях поделился с «Известиями» анонимный источник в Федеральной антимонопольной службе. По его словам, в нынешнем году нехватка топлива уложится в статистическую погрешность, да и в следующем году рост показателя дефицита еще не будет скачкообразным.

Заявление анонима из ФАС основано на соглашениях с Росстехнадзором и Росстандартом. Два года назад государство обязало НПЗ модернизировать производство и повышать класс произведенного топлива. С 1 января нынешнего года в России вводится запрет на продажу низкокачественного бензина стандарта «Евро-2»; с 2015-го — «Евро-3»; с 2016 года — «Евро-4».


Однако независимые эксперты, опрошенные Autonews.ru, находят такой прогноз чересчур мрачным. По их мнению, НПЗ производят больше топлива, чем потребляется в стране, а своевременная модернизация оборудования под стандарт «Евро-5» предотвратит кризисный сценарий. Кроме того, гипотетический дефицит едва ли скажется на розничной цене топлива – в отличие от роста акцизов и других реальных экономических факторов.

«Хотя до 15-го года еще много времени, я не думаю, что на рынке возникнет действительный дефицит топлива. Если помните, схожие прогнозы были на 13-й год, в связи с переходом на стандарт «Евро-3», и никакого дефицита мы не наблюдаем», - заявила аналитик «Инвесткафе» Юлия Войтович.

«Крупнейшие нефтяные компании стараются заранее модернизировать производство. Например, «Лукойл» уже перенастроил свои мощности на выпуск топлива класса «Евро-5»; «Промнефть» сделает это ко второму полугодию текущего года. Возможно, у «Роснефти» возникнут проблемы - в связи с покупкой ТНК-BP», - добавила она.

«Так что я не думаю, что в рознице возникнет дефицит бензина. НПЗ все время повышают количества вырабатываемого топлива, им это выгодно. И, в крайнем случае, мы сможем покупать бензин у Белоруссии – в обмен на нашу нефть. Там, кстати, установлено новейшее оборудование, которое производит бензин класса «Евро-5», - заключила Войтович.

По ее словам, планируемый дефицит бензина не скажется напрямую и на росте цен, так как основная причина роста розничных цен – инфляция и акцизы. Налоговая «накрутка» в стоимости топлива достигает 60-65%. Однако подорожания все же не избежать. «Цены на бензин будут расти быстрее темпов инфляции, - предупредила аналитик «Инвесткафе». – Так как стоимость топлива зависит от акцизов, а они повысятся».

Такую позицию разделяет и информационно-аналитический Центр «Кортес». По их мнению, подобные заявления являются элементами экономической борьбы. «Это напоминает продолжение истории 2008, 2012 года, когда ФАС обратился к Минэнерго с просьбой отсрочить переход на новые стандарты. Тогда нас тоже пугали дефицитом, однако ничего такого не случилось. Возможно, мы являемся свидетелями определенной игры между нефтеперерабатывающими компаниями за квоты и участие государства в инвестиционных программах», - отметили специалисты центра в беседе с корреспондентом Autonews.ru.

«Что касается цен на бензин, то ранее Минэнерго заявляло, что они вырастут на 13-14% - и это вполне похоже на правду, если учесть рост цен на нефть на мировых рынках (нам необходимо удерживать паритет) и подорожание железнодорожных тарифов. Не забудем также рост акцизов на топливо», - считают в «Кортесе».

Напомним, что Совет Федерации одобрил правительственный закон об индексации ставок акцизов на ближайшие годы. В частности, чиновники согласились с повышением акцизов на бензин. Так, согласно поправкам, во втором полугодии 2013 года акцизы проиндексируют на 6%. По мнению главы комитета Государственной думы по энергетике Ивана Грачева, это приведет к тому, что цены на бензин в 2013 году вырастут в среднем на 4 рубля.