branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Зимой на российских дорогах безопаснее, чем летом

В чем причина снижения смертности на российских дорогах, влияет ли норма «0 промилле» на количество пьяных аварий и какой месяц в году самый опасный для водителей - глава «Синих Ведерок» Петр Шкуматов анализирует статистику ГИБДД в своем блоге на Autonews.ru...
Зимой на российских дорогах безопаснее, чем летом
Зимой на российских дорогах безопаснее, чем летом

ГИБДД наконец представила полные статистические данные по ДТП за прошедший год. Я решил провести небольшой анализ этих цифр, чтобы развеять некоторые мифы и стереотипы.


Миф 1: «Зимой на дороге более опасно ездить, чем летом»


Честно говоря, сам придерживался такой логики. Ведь зимой то гололед, то метель, то антигололедные сопли все лобовое забрызгивают, то сугроб внезапно возникает там, где его не должно быть. А летом благодать - половина людей разъехалась по отпускам, половина на даче, дороги свободные, асфальт новенький. Но цифры вещь упрямая. Оказывается, трагических случаев на дороге зимой происходит в два раза меньше, чем летом, а февраль с мартом самые безопасные месяцы в году.



Объяснение этому кроется как раз в том, что многие неопытные водители не пользуются автомобилем в зимний период, а кажущаяся пустота дорог провоцирует нажать тапку в пол. Именно нарушение скоростного режима ответственно за 40% смертей на дорогах в России.




Миф 2: «В Москве страшно опасно выходить на дорогу»


Давайте посмотрим на цифры. Казалось бы: количество ДТП с погибшими и ранеными в Москве выше, чем в области.



Следовательно, и число жертв должно быть больше! А что оказывается на деле?



Погибших в Москве более чем в два раза меньше, чем в области. ДТП с пострадавшими больше, а погибших - меньше. Объяснение тоже простое: многокилометровые пробки мешают разогнаться. Да и камерами контроля скорости Москва утыкана чуть менее чем полностью. Результат налицо.


Миф 3: «ГИБДД снизило смертность на дорогах в России»


Действительно, еще в 2004 году на дорогах в России погибло 34506 человек. В ушедшем 2012 году погибли 27991 человек, что на 6500 человек меньше.



ГИБДД приписывает такое падение смертности себе в заслугу. Но так ли это? Если это заслуга ГИБДД, то суммарное количество людей, погибших и раненых в ДТП, должно снижаться. Посмотрим отношение «(погибшие+раненые)/количество ДТП с жертвами»:



Упс! Несмотря на победные реляции ГИБДД, число пострадавших в ДТП все эти годы растет! А в чем же фокус? А фокус в том, что в России полным ходом идет замена автопарка. Старые гробы на колесах, при проектировании которых о безопасности не думали вообще, потихоньку уступают место современным машинам. На второе место в структуре автопарка легковых автомобилей России вышла Тойота, один из самых безопасных авто. Но если этот вывод верный, то количество погибших должно уменьшаться, а количество раненых пропорционально увеличиваться.



И так и есть. График выше показывает, что число пострадавших в одном ДТП остается примерно на одном уровне из года в год и испытывает тенденцию к росту. А количество раненых относительно погибших увеличивается.


Таким образом, в снижении количества смертей на дорогах ГИБДД не виновато. Просто те люди, которым суждено было бы погибнуть из-за низкой безопасности, пересели на более безопасный автомобиль и вместо смерти «отделались» ранениями и остались живы.


Миф 4: «Аварийность падает»


Действительно, согласно цифрам, аварийность в расчете на 10 тысяч автомобилей падает.



Но что значат эти цифры? Действительно ли на дорогах стало более безопасно?


Ответ на этот вопрос дает нам график роста автопарка в России:



А изменилось ли количество дорог, по которым ездят эти автомобили? Оказывается, что нет. Уже который год протяженность дорог федерального и регионального значения составляет цифру 500 тыс.км. Данные Росстат. Это означает, что аварийность надо привести с учетом роста автопарка. И что же мы увидим?



Незаметным движением брюки превращаются в... элегантные шорты. Оказывается, аварийность не только не падала, но наоборот, наблюдался взрывной рост в периоды активного роста количества автомобилей. Та же самая картина наблюдается, если привести показатели на 100 тысяч жителей:



Всё просто: из формулы ГИБДД выпала протяженность дорог, по которым ездят эти вновь купленные автомобили. А дорог не прибавилось, вот и весь фокус. Меньше дорог - лучше статистика.


Миф 5: «Закон 0 промилле уменьшил количество пьяных ДТП»


Вообще-то, борьба с пьянством за рулем идет в России перманентно. Но проблема явно преувеличена. Посмотрите на статистику пьяных ДТП. Напомню, что норма 0,3 промилле была введена в 2008 году, а пресловутые «0 промилле» де-факто начали действовать с 2011 года



число ДТП с участием пьяных водителей неуклонно снижалось с 2004 года. Ровно до того момента, когда был введен «0 промилле». После этого количество пьяных ДТП начало расти. Причины этого, вероятно, кроются в том, что отсутствие разницы в наказании для выпитой капли валерьянки, кружки пива или бутылки водки привело к снятию стопоров у отдельных категорий водителей. Действительно, если между одной кружкой пива и пятью нет разницы, зачем же пить меньше?



Миф 6: «Личным автотранспортом в Москве пользуются единицы»


Этот миф - удобный идейный плацдарм для сегодняшней травли автомобилистов, развернутой столичными властями. Однако цифры говорят сами за себя: столичный автопарк за последние 7 лет вырос на 1,2 миллиона автомобилей и продолжает расти. Владельцами личных авто являются 4 миллиона москвичей. Де-факто, это говорит о том, что практически в каждой московской семье есть автомобиль



Бурный рост количества автомобилей испытывает и Московская область. В абсолютном выражении за 7 лет область практически не отставала от Москвы и увеличила количество эксплуатируемых авто на 1 миллион единиц. Когда будут подведены итоги за 2012 год, будет понятно, что в Московской агломерации уже больше 7 миллионов «домашних» автомобилей, без учета транзита, и точка насыщения спроса еще не достигнута.


К слову, протяженность дорог в Москве за эти годы увеличилась всего лишь на пару сотен километров, что составляет несколько процентов от их общей длины. Счет в отставании развития улично-дорожной сети от роста автопарка уже идет на порядок и продолжает увеличиваться.


Миф 7: «Наши дороги стали «более лучшими», чем раньше»


К сожалению, количество людей, погибающих, или становящихся инвалидами по причине неудовлетворительного состояния дорог, растет. Это самый лучший индикатор того, как у нас дураки следят за дорогами. Он очень печальный:



Каждый четвертый погибший на наших дорогах гибнет по причине их плохого состояния. И все вернулось на круги своя. Т.е., на уровень 2004 года.


Если посмотреть на внутригодичную статистику, то мы увидим два пика аварийности. Первый пик в мае-июне, когда прошлогодние дороги приходят в максимальную негодность. Второй пик в декабре, когда неубранный снег и лед делают своё дело.



Итак, выводы, увы, неутешительные. Гибнуть на дорогах стали меньше только потому, что люди стали покупать более безопасные автомобили. Зимой на дорогах в два раза безопаснее, чем летом, а самый трагический месяц - август. Но зимой в полтора раза выше вероятность погибнуть по вине неубранного снега и льда. А в мае-июне бойтесь традиционных ям. Аварийность осталась на прежнем уровне и даже растет, если ввести в формулу протяженность дорог, по которым автомобили ездят. Оазис безопасности - Москва. Ноль промилле привел к росту количества «пьяных ДТП», а травля автомобилистов в Москве выливается в травлю почти всех жителей города.


Так и живем. Удачи на дорогах!