branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

На сопках Маньчжурии: разведка боем

Зима нагрянула. Запорошила, закрутила. Блогер Autonews.ru из Владивостока PacificMan рассказывает, как пробирался по дорогам Приморского края и их подобию на непривычном в этой местности «американце»...
На сопках Маньчжурии: разведка боем
На сопках Маньчжурии: разведка боем

Как я понял из комментариев, у тех, кто читает то, что я здесь пишу, создалось впечатление, что рассуждения (автора) о ходовых качествах своего избранника (крещенного по папе «Cherokee», по маме «Liberty») высосаны из пальца. Мелькнуло даже – смахивает на заказной материал, то бишь – на ту же (упакованную под «мнение потребителя») интернет-рекламу. Чему, естественно, грош цена – рекламе никто (я в том числе) давно (и не без основания) не верит.


Мои рассуждения на тему «какой ишак нужен настоящему джигиту» естественно «madeinpostpartum»: выбор (на момент писания обзора) сделан и машина активно катается. Рассуждения о «муках выбора» – скорее на внешний рынок, чем для себя. Для личного потребления – разве что про дизайн, больно он мне у «Чероки» нравится. Охотно допускаю, что кому-то подобная «квадратность» – как серпом, и на фоне очередной зализанной южнокорейской «сопли» всякие «черокообразные» – мужланы и грубияны. Что ж, и впрямь не вегетарианцы. И фары не узкие, и морда квадратная, и сам как сапог, и ходит не так. Сказ про то – как ходит, куда и как.





В предыдущем блоге я долго и (по умениям) «вкусно» расписывал прелести приморской зимы. Докладываю – нагрянула. Как по заказу – с утра запорошило, а к обеду – хоть не выходи. Закрутило по-настоящему. А мне как раз ехать. В самые дебри, на юг Приморского края. Возникла насущная необходимость прогуляться по местам боевой славы (не смейтесь, именно здесь семьдесят с чем-то лет назад «решили самураи перейти границу у реки»). Три танкиста, три веселых друга их тогда встретили «по тяжелому», за что им от потомков почет и слава. Ну и мне сейчас туда же, но – на «Чероки».



Для экзотики – причина срочного вояжа тоже необычна. В прошлом году, в августе именно там, куда я еду (поселок Андреевка и далее – бухта Витязь) большая белая акула атаковала мирно плывущую в сотне метров от берега супружескую пару и откусила мужчине обе руки. Событие широко освещалось в прессе, нападения комментировали все – от ученых до астрологов. Я же (спи, Кассандра) сподобился за пять лет до него выпустить книжку, где почти буквально описал то что произошло (рецензии на мои «пророчества» тогда выглядели так http://novostivl.ru/msg/232.htm). В 2011 в связи со «сбычей мечт» мелодию поменяли http://www.primorye24.ru/news/exclusive/4915-ia-primore24-nachinaet-publikaciyu-knigi-v-kotoroj-bylo-predskazano-napadenie-akul-na-primorcev.html и теперь мне волей-неволей приходится «быть в тренде» акульей тематики. Чтоб не занимать лишнее пространство http://primamedia.ru/news/primorye/15.09.2012/228163/akulu-dlinoy-4-metra-vilovili-u-beregov-primorya.html. Я как раз в те места – для всяких «непубличных» бесед.


Начало зимы, конечно, не самое лучшее время для посещения «популярных морских курортов», как гордо именуют себя эти места. Дороги, и без того кислые, покрываются льдом, текущие с окружающих сопок ручьи образуют широкие наледи, языками спускающиеся с одного косогора на другой. Летом тут, конечно, тоже не продохнуть – очередное изменение рельефа происходит в основном за счет ливневых потоков после очередного тайфуна, так что иногда переехать канаву – задача нетривиальная даже для офроудера на упакованном суперджипе. Но, в конце концов, «Чероки»  покупался для передвижения не только по городу.  Посему и погода, и сезон – в самый раз.


Начинается мое путешествие достаточно буднично. Под колесами (пока) федеральная трасса Владивосток-Краскино, пересекающая по диагонали тянущийся узкой полосой вдоль китайской границы Хасанский район.



Во Владивостоке снег с неба едва трусил. Здесь же сыпет по-настоящему. Дальше, передает метео, будет гуще: циклон гонит тучи с Японского моря и где-то на юге они встречаются с фронтом холодного воздуха, притянутым сюда тем же циклоном из глубин континентального Китая (и так ясно – с тех мест ничего хорошего…). Что ж, фронт так фронт, как-нибудь прорвемся. Будем считать мы в танке.


Пока – попою дифирамбы дорожной инфаструктуре вокруг Владивостока. Кляли мы кляли три года стройки форума АТЭС, а теперь радуемся. Мчатся по вновь отстроенным хайвеям – истинное наслаждение. Поземка крутит свои петли по асфальту, тащит вдоль обочины снежную крупу, а ты летишь себе «под 120» и только замечаешь, как щёлкают на спидометре пройденные мили. Каких-то полчаса – и уже Раздольное, поворотный пункт на Хасанскую трассу.



Замечу попутно – умели же наши предки именовать места своей жизнедеятельности красиво. Раздольное, Уссурийск, Жариково, Кневичи, Барабаш. Никольское. Не названия, песня. И попробуй потом на той же ноте: Первомайский, Дальнегорский, Трудовой (вой, ой). Как на баяне играть, стоя на костылях. Вот мостик через  речку. Как называется? 1-я речка. Оригинально. Дальше еще один (горы на горизонте высоки). А эта? 2-я… Небогато у первопроходцев с фантазией. Наверное, потому что жили всю жизнь на какой-нибудь улице «Имени 25 лет Октября»!


Чтоб окончательно закрыть тему топографии: прямо перед постом ДПС у въезда в поселок Занадворовка (вот…) протекает уже по-настоящему таежная речка – с заросшими кедром берегами и бурными перекатами. На старинных, времен Арсеньева картах она носит название Эльдуга. Потом (в 50-х? в 70-х??) ее переименовали в… Грязную. Ну зачем???!!!



За поселком Барабаш, дорога, сохраняя еще «федеральную» ширину, начинает ощутимо плошать. Сколько себя помню, ее непрерывно расширяют и перестраивают. В итоге – то как по паркету, то по колено в грязи, и так – километров 60. «Индейцу» разбросанные в хаотичном беспорядке камни, конечно, нипочем (разве что в лобовое «пуля» прилетит из-под колеса пронесшегося мимо грузовика) а вот выползающим из-за поворота легковушкам приходится туго, их подвеска на такие «танцы с бубном» явно не рассчитана.



Перманентное «полудорожье» дает, наконец, возможность проверить, как ведет себя в соответствующих условиях так расхваленная мной полноприводная трансмиссия Selec-Trac. Я уже писал, (повторю на всякий случай) – у меня «американский» (то есть купленный в США и сделанный для «того» рынка (спидометр в милях) «Liberty») а не тот, что нам предлагают у «местного официального дилера» (таковых в пределах до Уральского хребта вроде и нет). У «нашей» Libertyв базе идет более простая и дешевая Command Trac – без межосевого дифференциала, с жестко подключаемым передним приводом. Естественно, более дорогая трансмиссия предоставляет совсем иные возможности по части управления автомобилем. Пока несешься по асфальту, используешь только задний привод. Тут хочется петь: не езда а сплошное удовольствие. На заднем приводе «Индеец» хорошо управляется, а если жмешь «тапком в пол» даже пытается шлифовать асфальт. По динамике и управляемости – уже на уровне подсознательных ощущений – «Чероки» в таком режиме ничем существенно не отличается от заднеприводной легковушки (привычного какого-нибудь «Крауна» или «Кресты») разве что высокий центр тяжести да вертикальная посадка напоминают, что едешь все-таки «на джипе».


Отдельная песнь – подвеска. Она очень энергоемкая и комфортная. Пока, не смотря на то что «лето уже закончилось» плыву по хасанскому разнодорожью как на воздушной подушке. На очень плохом покрытии чувствуешь, что внизу что-то поднимается, опускается, но в салоне вся эта сложная внутренняя работа почти не передается, нет  никаких ударов и колебаний. При этом – неплохая управляемость и минимум кренов в поворотах.


Отмечаю хорошую разгонную динамики, минимальный износ трансмиссии, да еще и топливо экономится – хороший «бонус» для внедорожника.


Про топливо. Судя по цифрам на табло, расход его при движении по трассе 13-14 литров, но «в среднем» меньше 15-17 не получается. Тяжелая, почти две с половиной тонны, машина (я еще) почти четырехлитровый двигатель – так и должно быть. Все рассказы про «12-14 литров в городе, 9-10 на трассе» – сказки. Для перемещения определенной массы на определенное расстояние с заданным ускорением требуется затратить некоторое количество энергии. Вот она и извлекается из 15-17 литров. Курс физики, 8-9 класс (до ЕГ).


Салон в «Чирке» меня тоже вполне устраивает. На сиденьях кожа (но, естественно, «не крокодил») дисплей информативен (какое у меня там давление в шинах?) и интуитивно понятно управление разной бортовой электроникой – потыкал наугад пальцем, разобрался что к чему и потом не напрягает. За бортом, между тем – минус 3. Похолодало. Включу-ка я обогрев сидений, когда снизу тепло, снег за окном кажется таким пушистым-пушистым.


Радуют дворники. В отличие от «трехрежимных» японцев и корейцев, у американца великолепно организованна система полива ветрового стекла (для Приморья, с его вечной моросью и летящей из-под колес встречных машин грязью весьма необходимая опция). Бачок омывателя расположен непосредственно на верхней «банке» радиатора. Как результат, после часа движения на стекло брызгает «кипяточек» и налипшая по периметру движения дворников ледяная смесь смывается им несравненно лучше. Еще и потому, что омывающая жидкость не бьет струей, а распределяется по всей площади ровным ковром мелких капель. Стекло в результате очищается быстро и качественно. И – !!! – у дворников не 3, а сразу 6 «скоростей» – выбираешь нужный ритм и радуешься. Прррияяятно!



Дорога, между тем, становится все хуже. Вроде едешь по новой трассе, но кое-где асфальтовое покрытие, уложенное, надо понимать, чуть ли не вчера, мало того что вздулось горбами, так еще и испещрено в хаотическом беспорядке невообразимым количеством различной глубины и конфигурации лунных кратеров. Их, кстати, под метущей в лоб поземкой сразу и не разглядишь. Отверстия не глубоки, но широки, и часто (слишком часто) имеют резкий обрыв полотна. Такую конфигурацию им обеспечивают бушующие летом ливневые дожди – стоит асфальту где-нибудь чуть просесть, и – после первого же серьезного циклона – уже дырка.



Задний неразрезной мост на таком «вернисаже» естественно пускается в пляс. Но пять рычагов тяги, включая одну поперечную (они, кстати, как и все элементы подвески имеют толщину почти человеческой руки), призванные обеспечить идеальную поперечную устойчивость и отсутствие кренов (так написано в рекламном буклете) немедленно возвращают мост на место. Но так как ямок на дорожном полотне несметное количество (строили, разумеется, «на века») и располагаются они часто, амплитуда возникающих при перепрыгивании колебаний напоминает пулеметную очередь. В результате задняя часть кузова «Чирка» стала поперечно колебаться справа налево и наоборот. Болтанка еще та – приходится сбросить скорость. Если прозевать какую-нибудь нестандартную складку рельефа (а кроме овсянки из ям попадаются и более серьезные препятствия) и не убрать ногу с педали газа машину подбрасывает и сносит. Идеальным ничто не бывает. Но весь этот дискомфорт кажется детской забавой на фоне других машин (их я, стараясь не слишком сыпать из-под колес рассыпанный по асфальту гравий, то и дело обгоняю). Если у меня в качестве раздражающего фактора, мешающего движению – поперечные колебания, то у всяких X-Trai и прочих «полуджипиков» эффект (судя по трясущемуся капоту) совсем иной. Вместо поперечных колебаний там зубодробилка на непрерывных ямах, в которые ежесекундно попадает то или иное колесо. Процесс сомовыбивания зубов (ибо салон трясет частой дробью вверх-вниз) этом случае регулируется исключительно сбрасыванием скорости до минимума, что и очевидно по крадущимся вдоль обочины легковушкам.


Вообще выражение «еду по трассе» в наших условиях – понятие весьма условное. Покинув в очередной раз асфальт, въезжаю на перевал (их на моем пути несколько, и «ровняют» их с помощью различной дорожной техники уж не помню который год).



И вот, пожалуйста, незапрограммированный сюрприз – впереди грейдер. Творит, так сказать, добро, скребет (для пущей пологости) дорожное полотно. Теоретически – дело весьма и весьма богоугодное, а практически?


А практически – ситуация выглядит так. Обогнать расшиперившийся грейдер – ноу проблем: чуть давишь на газ, и препятствие позади. Но впереди – широкая лента из откинутого ковшом грейдера грунта, комья земли вперемешку со снегом и камнями.



Ехать по «своей» стороне дороги практически невозможно, ее этому дорожному хоббиту еще ровнять и ровнять. Чтобы хоть как-то двигаться, выруливаешь на встречку – и ждешь в любую секунду, что из-за поворота навстречу тебе вывернется несущийся под горку трак. В таком случае выход один – нырять обратно «к себе», перескакивая с ходу через бугор, который оставил в центре дороги грейдер.


Когда, обсуждая ходовые возможности джипа, имеют в виду (обязательно) оффроуд, почему-то забывают про подобные ситуации, которые встречаются сплошь и рядом. Между тем, таранить на скорости 60 км вал из песка, камней и комьев спрессованной колесами машин земли – то еще испытание и для подвески, и для машины.


Снег между тем метет гуще и гуще. Спускаюсь с перевала, и вот оно, первое «приключение»: на подъеме «растопырилась» фура.  Снежная каша вперемешку со льдом тяжело груженной машине уже не по зубам, разве не ясно? Что, впрочем, исключительно проблемы водителя контейнеровоза, если бы… Если бы елозящий по дороге 30-метровый состав не требовалось как-то объехать. И не только мне. То есть требуется – затормозил, тронулся. Снова затормозил, снова… Под колесами между тем – ледяная каша. Но «Индейцу», похоже, без разницы.



Все эти маневры, естественно, приходится проделывать, переключившись на 4 WD. От «двухколесного» данный режим отличается только тем, что передние колеса в этом случае тоже являются ведущими, а не ведомыми, что положительно влияет на управляемость автомобиля на скользких покрытиях. Между прочим (отмечаю это как бы бонусом) полноприводных внедорожников, которые могут ездить и в режиме заднего привода, и в режиме постоянного полного привода, на самом деле очень немного. Большинство настоящих внедорожников имеют либо постоянный полный привод, что делает их очень прожорливыми и медлительными, либо вышеописанный жестко подключаемый полный привод part-time. И то, что мой «Чирок» (надо конечно Cherokee) имеет столь универсальную полноприводную трансмиссию, недвусмысленно указывает, что в компании Jeepсерьезно подошли к вопросу универсальности модели. Нынче у инженеров, проектирующих т.н. «внедорожники» (грустно утираем слезу, глядя на «Ford») огромный соблазн сделать очередной паркетник с независимыми подвесками всех колес и сложной полноприводной, но при этом совершенно беспомощной на бездорожье трансмиссией. И то, что сразу за задним приводом в раздатке следует положение с заблокированным межосевым дифференциалом, в ситуации, подобной моей, только радует.


Также греет сердце (траки, мчащиеся навстречу, то и дело «плюются» камнями) что все фары (включаются автоматически, как только заводишь машину, что при частых встречах с ГАИ то «что доктор прописал») закрыты прозрачными пластиковыми листами. Это позволяет наплевательски относиться к летящим камням, хотя, конечно, переоценивать их ударопрочность тоже не стоит и при встрече с очередным MadMax скорость лучше снижать.



Из минусов – задняя дверь через пять минут движения по мокрому асфальту покрывается ровным слоем грязи сверху до низу. Причина — отсутствие спойлера. Почему его нет – вопрос к инженерам Jeep. Надеюсь, на моей машине он скоро появится – тюнинговых компаний, которые занимаются дополнительной комплектацией для Jeep, в Америке пруд пруди. Но первое, что я проделаю с этой машиной – http://jeepinbyal.com/Jeep-Liberty-Lift-Kit-KK.aspx. В  наших условиях такой тюнинг – уже не блажь, а необходимость.


Разъезжая по дорогам Приморья, надо всегда помнить, что водители различных большегрузных авто – автобусов, спецтехники и прочих контейнеровозов, при движении руководствуются правилом «Плохое зрение носорога – это не его проблема». Что на практике означает – в условиях плохой видимости (а уж тем более по гололёду) надо ехать ровно по центру (местами весьма узкого) шоссе. А все остальные, кому тоже надо куда-нибудь ехать, пусть пристраиваются.


Чтобы «избежать контакта» то и дело приходится прижиматься к обочине. Получается, то и дело одним колесом едешь по асфальту, а вторым  скребешь по гравию. Плюс снег и (местами) лед. Ситуация, при скоростях «от 60 и выше» довольно опасная. Но пока – без проблем, машина уверенно держит дорогу.



Шумоизоляция в салоне вполне приличная, колес практически не слышно, посему развлекаю себя музыкой (я слушаю в основном классику, где то тихо то громко, так что – если слышен вой мотора и грохот покрышек, удовольствия никакого). Бортовая аудиосистема меня откровенно радует. Я отнюдь не поклонник «автозвука», радио в салоне меня обычно раздражает. Во-первых, репертуаром (естественно), во-вторых и третьих – откровенно убогим, скомпрессированным до состояния сплошных интермодуляционных искажений МП3. Бум-бум и цык-цык – это для любителей шансона.  СД проигрыватель, встроенный в переднюю панель (по моим критериям) тоже тот еще хай-фай: какая бы лейбла не висела «морде» магнитолы, изнутри там, с вероятностью 200% пластиковый китайский привод, а в системе цифроаналогового преобразователя (в лучшем случае) пятидолларовый, китайского производства чип. Бренд рояля не играет, когда, расписывая очередную модель, поют хвалебную песнь про количество динамиков в салоне (у последнего «Ранж Ровера» их, кажется, 29…) и киловатную мощность встроенного усилителя – и смешно и грустно.


В «Чирке», по крайней мере, «по честному». Подключаю к AUXвходу доступный мне в полевых условиях HiEnd (прайс моей «домашней системы» превышает стоимость машины наверное раза в два) – плеер ColorflyC4 (он у меня с модифицированным lineout выходом). Запускаю flac, что то из легкой классики (тыкать пальцем по меню плеера приходится наугад). Не айс, конечно, но "воздух" в оркестровой записи присутствует, реверберация у инструментов тоже, зал, там где писали вживую, «дышит» разными послезвучиями. Переключаюсь для контраста на «RedHotChilliPeppers». Ну да, хоть и с искажениями, но тот самый жесткий гитарный саунд и тот самый драйв. Меломанствовать особо не с чего, но – если в дороге и под настроение, то  вполне.


Поиграться с круиз контролем пока никакой возможности. Только подберешь подходящий режим, и тут же – несущийся по середине шоссе автобус. Нырк на обочину. Поворот – и  шоссе превращается в изрытую ямами гравийку. Itisyoumotherlandnow, индеец, привыкай.



А вот и поворот на поселок Андреевка. Тут комфортное (в рамках отпущенных нам реалий) путешествие  окончательно заканчивается. Посмотрим как покажет себя «Чирок» в условиях сельской местности…



Краткое отступление. Вот иногда пробую сам себе объяснить, почему курорты наши, и летом то весьма неприглядные, «не в сезон» так беспросветно убоги? Брошенные, как после бомбежки, дома, неубранный с осени мусор. И стаи собак – их с отъездом туристов спускают с цепи и выгоняют «гулять» на улицу. Прямо как путешествие во времени, погружаешься чуть ли не в каменный век. Неандертальцев разве что не хватает, да и то, если пошукать по ближайшим «бичарням», и они найдутся.


Но есть в окружающем антураже и своя прелесть. Согласитесь, когда вокруг снег, лед, ветер и мороз -8 прочитать такое объявление забавно.



Внутрипоселковые дороги в большинстве населенных пунктов Приморского края – отдельная песня. Иногда складывается ощущение, что по ним только что проехала танковая дивизия. Местные засыпкой ям у ворот не маются, легковой транспорт тут все равно не в почете, для передвижения в пределах освоенного тобой пространства всегда выбирается (в той или иной степени «убитости») джип.


Воспоминанием об ушедшем лете высится на вершине сопки запаркованный там до лета спасательный бот. Сразу почему-то тянет послушать «Машину Времени»: «Старый корабль, бывшее чье-то судно, тешит зевак, и украшает пляж…». Интересно, Макаревич когда пел все это в 198-каком-то, понимал, что поет про себя?


Ехать приходится на скорости 20 км/час, ухабы и глубокие, будто вырытые специально ямы другой возможности не предусматривают. В такт сопровождающим такое передвижение покачиваниям и поскрипыванием с параллельным расплескиванием уже изрядно промерзших луж в голове (в такт Макаревичу) бодрой мелодией звучит: «Jeep, здесь только Jeep».



После непродолжительных переговоров (информация о поимке акулы подтвердилась) двигаюсь дальше, к следующему населенному пункту с романтическим названием «Бухта Витязь». В самые, если использовать местные наречия, @беня. Дорога туда – это отдельная песня. Проложенная вдоль берега в 19-мохнатом году военными (там и до сих пор квартируется какая-то военная часть) она с тех пор, по уверениям местных жителей, ни разу не ремонтировалась. Это, конечно, никакой не оффроуд, но более чем серьезное испытание для любой машины.


При въезде на поворот, ведущий «на Витязь», висит плакат. Симптом, однако.



Еду – то вверх, то под гору, перепрыгивая с колеи на колею. Местами – сплошной гололед: бегущие с сопок ручьи замерзли. «Чероки» лед держит превосходно, и на спуске и на подъеме все его антискользящие и антипробуксовочные системы меня только радуют.



Уже на подъезде к поселку слышу сзади треск.



- И куда вы на нем собрались? – догоняет меня квадрацикл. Мужчина на нем явно не «сельской» внешности и ему интересно, что же это такое. К рубленному дизайну местный народ не привык, но, судя по всему, «Чероки» ему нравится. – Это кто?
- Американец. Jeep.
- На «Патрол» похож. Тот, старый, настоящий. Ты там дальше поосторожней, там сейчас наледь. С сопки до самого низа – сплошной лед. Чего доброго застрянет на ней твой «маде ин».



Ничего, прорвемся. Наледь меня не пугает, в устойчивости «Чероки» на льду я уверен. А вот торчащие посредине дороги каменные глыбы и пересекающие ее глубокие рытвины напрягают, все-таки клиренс у машины для таких препятствий явно недостаточный.



Но ничего, проходим. Выглядит со стороны, конечно, страшно, но если двигаться без фанатизма, то ничего. Скрипим, подпрыгиваем, раскачиваемся туда-сюда и потихоньку едем.


Уже в самом поселке выбираю подходящий спуск, и проверяю там еще раз возможности «Чероки». Горка вся такая ледяная, даже пешком на нее подниматься – только по обочине. Треща мотором, появляется очередное местное авто, с каким-то странным, явно не по сезону, тюнингом, и с разгону, дымя выхлопной трубой что твой паровоз и визжа покрышками, преодолевает препятствие. Что же, попробую и я.



Тыкаю клавишу переключения на пониженную. На дисплее тут же загорается 4 WDLow. Легко поднимаюсь до середины. Ощущение, что еду чуть ли не по песку. Останавливаюсь, выхожу. Фотографирую. Трогаюсь дальше. Поскрипев своими электрическими муфтами, «Индеец» почти без пробуксовки ползет дальше в гору. Опять останавливаюсь, Опять трогаюсь. Никаких проблем, прем по льду аки посуху. Что ж, приятно.



Ишь ты! – из руин заброшенного, явно функционирующего только в летний сезон магазина появляется мужичок экзотической внешности. – Все здесь ездят, колесами елозят. А этот стоит, и хреном по забору водит. Где их такие делают?».
- В Америке! – улыбаюсь я ему. – Специально, чтоб сюда ездить.
- Слышь, займи 50 рублей на пиво? – уловив в ответ на свои размышления ответные положительные эмоции, тут же «развивает тренд» мужик. – А то сижу,сижу. А в горле пересохло….


Ладно, тест на «относительном бездорожье» «Чероки» будем считать прошел «на отлично». Снег, лед ему нипочем, и дорогу держит отлично. Через неделю собираемся ехать на охоту, вот там посмотрим, как «Индеец» поведет себя на реальном бездорожье.