branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Водителей поймут, простят, но запугают

Последними законотворческими инициативами депутаты Госдумы и чиновники фактически обрисовали полный жизненный цикл для стандартного автомобилиста. Сначала его надо хорошенько припугнуть, а затем подсунуть пряник...
Последними законотворческими инициативами депутаты Госдумы и чиновники фактически обрисовали полный жизненный цикл для стандартного автомобилиста. Сначала его надо хорошенько припугнуть, а затем подсунуть пряник.

Шаг 1: Доверие

Накануне Госдума обратилась к правительству с просьбой об отмене рукописных доверенностей. По мнению инициаторов этого обращения, Кабмин должен запретить автоинспекторам требовать с водителей подобные документы.

Простая рукописная доверенность давно уже стала всеобщим мальчиком для битья. Только ленивый не указывает на нее пальцем, приводя в качестве примера вздорности и нелепости российских законов. Большинство водителей чужих машин преспокойно выписывают ее сами себе. При этом они совершенно официально внесены в полис ОСАГО. Бумажка получается не только бесполезной, но и таящей опасность - если забыть ее вовремя подновить, транспортное средство при проверке могут и задержать.

Борьба с бумажным монстром началась еще в 2010 г., однако год за годом Госдума отказывалась исключить из КоАП наказание для забывчивых водителей. «Уже виден свет в конце тоннеля, - обнадежил Autonews.ru заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. – Но на это ушел год консультаций. Мы ведь не можем вычеркивать что-то из Кодекса об административных правонарушениях, не убрав это предварительно из ПДД. А это достаточно сложная работа».

Шаг 2: Ограничение

Тоталитаризм говорит человеку, как жить, а демократия разрешает ему умереть, как вздумается. Ничто так хорошо не иллюстрирует это высказывание как существовавшие в СССР скоростные и прочие ограничения для новичков за рулем – и их полная отмена двадцать лет назад.

Общественный совет при МВД решил повернуть время вспять – и запретить начинающим водителям передвигаться со скоростью более 70 км\ч., ездить в темное время суток и брать с собой более одного пассажира.

«Молодых водителей надо ограничивать, потому что в течение трех лет после получения прав обучение фактически продолжается. Но контролировать новичков очень тяжело: стаж вождения указан только в правах, а для остановки машины инспектору обязательно нужен повод. Теоретически можно было бы обозначить машину молодого водителя специальным знаком, но ведь ею могут пользоваться несколько человек», - пояснил газете «Коммерсант» экс-глава ГАИ России Владимир Федоров.

Отметим, что перечисленные ограничения были сняты как раз из-за того, что на практике проконтролировать их исполнение было практически невозможно.

Шаг 3: Наказание

Лишать прав по совокупности нарушений предложили депутаты от «Единой России». Напомним, что во времена СССР водительское удостоверение изымали после трех протоколов подряд, а затем была введена балльная система.

«Да, грубо говоря, это тоже очки – пресловутые баллы, если хотите, - признался Autonews.ru глава Всероссийского движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. – Ну а что вы хотите? Разве справедливо, что за одно и то же нарушение, совершенное в первый и тридцатый раз, человек платит одинаково? Должна быть прогрессивная шкала. Не о репрессиях речь, не о дырках в правах – но cистема наказания должна быть гибкой».

По словам члена комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгения Федорова, предложенная система позволит противодействовать нарушителям с высоким уровнем дохода, которые следуют правилу «Езжу, как хочу, и исправно плачу». Таким образом, на дорогах будет сглажено социальное неравенство. Ведь набрав определенное количество штрафов, богатый автомобилист также лишится прав.

Однако балльная система, существовавшая в СССР, вызывала множество нареканий. Autonews.ru обратился к одному из инициаторов ее отмены, председателю Движения автомобилистов России Виктору Похмелкину: «Мое мнение по вопросу не поменялось. Баллы – это самый чудовищный рассадник коррупции и инструмент, при помощи которого водителя делают полностью зависимым от инспектора. Такая система вредна абсолютно», - заявил он.

Шаг 4: Прощение

«Условно-досрочное» возвращение водительского удостоверения предложил воскресить из прошлого заместитель руководителя ГИБДД Владимир Кузин, сообщает РИА «Новости». По его словам, подобное практиковалось в СССР и давало понять водителям, что «могут быть и некие ошибки».

Согласно задумке, «досрочники» будут ездить по временным документам, а их автомобили оснастят дополнительными «алкозамками» (их нельзя будет открыть, не подышав в трубочку). Впрочем, какие именно положительные качества необходимо будет продемонстрировать кандидату на досрочное возврат настоящих прав – чиновник не объяснил.

Общественники уже готовы поддержать гуманную инициативу: «Я полностью согласен, - заявил Autonews.ru, вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский, - в уголовном праве есть целый раздел «условно-досрочное освобождение». Эта мера применяется к тем, кто хорошо себя зарекомендовал в процессе отбывания наказания».

«Раньше существовала возможность заменять наказания штрафом, теперь у судьи нет выбора – и даже когда он видит, что нарушение произошло случайно, а перед ним кормилец семьи, зарабатывающий деньги кручением баранки, он все равно вынужден лишать его прав. Я считаю, что нам неплохо бы провести круглый стол с участием ГАИ и президента, чтобы подвести под эту инициативу правовую и моральную-этическую базу».

Шаг 5: Равенство

Ну и, наконец, в Думе решились на радикальную меру - чиновников, по мнению ряда парламентариев, необходимо лишить VIP-иммунитета на дорогах. Законодательно его, за рядом исключений, не существует, но по факту к людям с нужными удостоверениями и госномерами автоинспекторы относятся несколько иначе, чем к простым смертным.

Как заявил «Известиям» первый зампред комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак, в ближайшие дни он намерен обсудить с коллегами вопрос об отмене упомянутых привилегий. «В России уже давно назрела необходимость принятия закона, который бы уравнял в правах и обязанностях всех участников дорожного движения. Мы подумаем, как это сделать», - цитирует Брячака издание. Его коллега Вячеслав Лысаков, к слову, заявил, что полностью согласен с этой инициативой.