Планируемый утилизационный сбор с автомобилей, будораживший умы российских водителей еще с зимы, наконец-то начинает проясняться: Министерство промышленности и торговли опубликовало проект постановления, который включает в себя расчет базовых ставок для новых и подержанных транспортных средств.
Так что первый день нынешней осени будет напоен не только тихой грустью школьников об ушедшем лете, но и раздумьями автомобилистов, желающих приобрести новую машину – ведь с первого сентября любое транспортное средство - как ввозимое из-за рубежа, так и произведенное в России – попадет под действие нового сбора , который будет рассчитываться на основе двух основных показателей: коэффициента утилизационной трудоемкости и объема двигателя.
Но будут ли раздумья тех, кто не успел купить автомобиль до сентября, тягостными или нет - иначе говоря: подешевеют иномарки после вступления России в ВТО (что ожидалось) или парадоксальным образом подорожают – этот вопрос по-прежнему остается открытым. Поправки к закону «Об отходах производства и потребления» были приняты с такой фантастической скоростью, словно в парламенте вместо депутатов заседали роботы-уборщики «ВАЛЛ-И», и к единому мнению на этот счет специалисты просто не успели прийти. С одной стороны, уже сейчас видно, что утилизационный сбор вроде бы не должен так сильно бить по карману как пошлины, с другой – пошлины, очевидно, будут отступать очень медленно и неохотно, а вот новый сбор явится разом.
За разъяснениями Autonews обратился к экспертам, попросив их прокомментировать появившийся проект постановления Минпромторга:
Вячеслав Лысаков, депутат Госдумы, глава Всероссийского движения автомобилистов «Свобода выбора»: «Как автомобили могут стать доступнее? Это фантазии. Таможенные пошлины никуда не исчезнут – они должны снизиться, причем не на много, и то в течение 7 лет. К сожалению – и это никто не скрывал – утилизационная задумка это не более чем компенсаторный механизм: барьер на пути иномарок в Россию, в т.ч. и подержанных машин. При этом я не вижу, чтобы действительно создавалась утилизационная инфраструктура – ведь не на коленке же утилизировать технику, для этого нужны соответствующие мощности. Вот как это сделано, например, в Европе: утилизация отдана семейному бизнесу, и в цену каждой машины добавлено всего 50-100 евро – а не сотни тысяч рублей, как у нас. И машины действительно утилизируют. У нас же деньги со сбора просто пойдут в бюджет, перемешаются там с остальными средствами – и на этом все. Говорят, что сбор вводится для защиты отечественного производителя – и на здоровье бы, но ведь это, наоборот, идет во вред. Отсутствие конкуренции всегда приводит к ухудшению качества и повышению цены. Мы-то надеялись, что правительство проявит здесь здравый смысл, но нет. Причем, прежде всего этот сбор бьет даже не по частникам, а по мелкому и среднему бизнесу: деньги-то нелегко даются, хочется вложить их во что-то, что не придется бесконечно ремонтировать. Ведь те же китайские грузовики превосходят уважаемый «КамАЗ» по всем показателям! А есть ли потенциал у отечественного производителя для качественного рывка? Остается надеяться только на то, что это не окончательные цифры: это проект, а потом он будет доработан Минэкономразвития. В конечном итоге, важно же думать не только о защите отечественного производителя, но и о социальной защите населения, и о том, к чему это все может привести».
Владимир Александров , вице-президент коллегии правовой защиты автовладельцев: «Все ожидали вступления России в ВТО, потому что цены на подержанные европейские иномарки должны были пойти вниз. Этот сбор же был специально выдуман, чтобы удержать цены. Поэтому, я думаю, хорошо бы они остались хотя бы прежними, а не выросли! Логика формирования сумм также неясна – то есть, я готов поверить, что огромный БелАЗ с пятью тысячами лошадей явно требует больше средств на переработку, чем легковушка. Но почему, скажем, один «мерседес» стоит в утилизации дороже другого «мерседеса», у которого двигатель на литр больше, этого я понять не могу».
Михаил Лезжов, руководитель отдела маркетинга автомаркета «Формула 91»: «Предлагаемые ставки утилизационного сбора значительно расширяют возможности простых автолюбителей для покупки автомобилей за рубежом для частного использования. Сразу после вступления в ВТО произойдет снижение пошлин на ввоз подержанных авто. Даже с учетом введения утилизационного сбора автолюбитель при ввозе бюджетной иномарки с пробегом заплатит меньше в 2 раза, чем сегодня. Сделать же общий вывод, что все подешевеет нельзя, нужно сравнивать каждый конкретный случай отдельно».
Алексей Дозоров, председатель комитета по защите прав автомобилистов: «Эти цифры не так велики, по крайней мере, для частных лиц, чтобы отбить охоту покупать иномарки. Ситуация не похожа на 2008 год, когда резко были подняты цены на подержанные иномарки - и на Дальнем Востоке даже начались гражданские волнения, так как обрушилось множество семейных бизнесов, связанных с перегоном машин. Думаю, мы увидим некий баланс – пошлины уйдут, на их место придет утилизационный сбор. Те, кто покупал отечественные автомобили, те так и останутся их приверженцами, а те, кто предпочитает иномарки – уж как-нибудь доплатит эти деньги. Что касается бизнеса, то государственные структуры все равно денег не считают, покупая максимально лучшее, а частники просто покроют разницу за счет увеличения цен, то есть – из нашего с вами кармана».
Петр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок»: «Понятное дело, сбор нацелен на сохранение пошлин, которые должны снизиться сразу после вступления России в ВТО – так что цены на автомобили ни в коем случае не упадут. Завязка же утилизационного сбора на объеме двигателя это уж слишком откровенно – дайте-ка я угадаю, расчет ставки будет примерно такой же, как и в сегодняшних таможенных пошлинах?»
Виктор Похмелкин, Председатель Движения автомобилистов России: «Очевидно, что объявленный утилизационный сбор непосредственно к утилизации никакого отношения не имеет. Дело в том, что после вступления в ВТО мы больше не будем иметь возможность устанавливать заградительные пошлины. Их нужно чем-то заменить. Смысл здесь не в том, чтобы пополнить бюджет, а именно поставить заслон – между иномарками и отечественными автомобилями. Фискальная составляющая здесь есть, но она не так важна. Привязка к объему двигателя, на мой взгляд, вообще не нужна – человек, покупающий автомобиль с мощным двигателем, и так платит больше денег – как продавцу, так и транспортный налог. Зачем обкладывать его дополнительно? Этим самым государство просто проявляет лояльность по отношению к малообеспеченным слоям населения: «Смотрите, они богаты – и платят больше вас». Если уж говорить об утилизационном сборе серьезно, то единственный критерий – это возраст автомобиля, ведь утилизационный сбор должен быть направлен на то, чтобы люди ездили на новых машинах».
Так что первый день нынешней осени будет напоен не только тихой грустью школьников об ушедшем лете, но и раздумьями автомобилистов, желающих приобрести новую машину – ведь с первого сентября любое транспортное средство - как ввозимое из-за рубежа, так и произведенное в России – попадет под действие нового сбора , который будет рассчитываться на основе двух основных показателей: коэффициента утилизационной трудоемкости и объема двигателя.
Но будут ли раздумья тех, кто не успел купить автомобиль до сентября, тягостными или нет - иначе говоря: подешевеют иномарки после вступления России в ВТО (что ожидалось) или парадоксальным образом подорожают – этот вопрос по-прежнему остается открытым. Поправки к закону «Об отходах производства и потребления» были приняты с такой фантастической скоростью, словно в парламенте вместо депутатов заседали роботы-уборщики «ВАЛЛ-И», и к единому мнению на этот счет специалисты просто не успели прийти. С одной стороны, уже сейчас видно, что утилизационный сбор вроде бы не должен так сильно бить по карману как пошлины, с другой – пошлины, очевидно, будут отступать очень медленно и неохотно, а вот новый сбор явится разом.
За разъяснениями Autonews обратился к экспертам, попросив их прокомментировать появившийся проект постановления Минпромторга:
Вячеслав Лысаков, депутат Госдумы, глава Всероссийского движения автомобилистов «Свобода выбора»: «Как автомобили могут стать доступнее? Это фантазии. Таможенные пошлины никуда не исчезнут – они должны снизиться, причем не на много, и то в течение 7 лет. К сожалению – и это никто не скрывал – утилизационная задумка это не более чем компенсаторный механизм: барьер на пути иномарок в Россию, в т.ч. и подержанных машин. При этом я не вижу, чтобы действительно создавалась утилизационная инфраструктура – ведь не на коленке же утилизировать технику, для этого нужны соответствующие мощности. Вот как это сделано, например, в Европе: утилизация отдана семейному бизнесу, и в цену каждой машины добавлено всего 50-100 евро – а не сотни тысяч рублей, как у нас. И машины действительно утилизируют. У нас же деньги со сбора просто пойдут в бюджет, перемешаются там с остальными средствами – и на этом все. Говорят, что сбор вводится для защиты отечественного производителя – и на здоровье бы, но ведь это, наоборот, идет во вред. Отсутствие конкуренции всегда приводит к ухудшению качества и повышению цены. Мы-то надеялись, что правительство проявит здесь здравый смысл, но нет. Причем, прежде всего этот сбор бьет даже не по частникам, а по мелкому и среднему бизнесу: деньги-то нелегко даются, хочется вложить их во что-то, что не придется бесконечно ремонтировать. Ведь те же китайские грузовики превосходят уважаемый «КамАЗ» по всем показателям! А есть ли потенциал у отечественного производителя для качественного рывка? Остается надеяться только на то, что это не окончательные цифры: это проект, а потом он будет доработан Минэкономразвития. В конечном итоге, важно же думать не только о защите отечественного производителя, но и о социальной защите населения, и о том, к чему это все может привести».
Владимир Александров , вице-президент коллегии правовой защиты автовладельцев: «Все ожидали вступления России в ВТО, потому что цены на подержанные европейские иномарки должны были пойти вниз. Этот сбор же был специально выдуман, чтобы удержать цены. Поэтому, я думаю, хорошо бы они остались хотя бы прежними, а не выросли! Логика формирования сумм также неясна – то есть, я готов поверить, что огромный БелАЗ с пятью тысячами лошадей явно требует больше средств на переработку, чем легковушка. Но почему, скажем, один «мерседес» стоит в утилизации дороже другого «мерседеса», у которого двигатель на литр больше, этого я понять не могу».
Михаил Лезжов, руководитель отдела маркетинга автомаркета «Формула 91»: «Предлагаемые ставки утилизационного сбора значительно расширяют возможности простых автолюбителей для покупки автомобилей за рубежом для частного использования. Сразу после вступления в ВТО произойдет снижение пошлин на ввоз подержанных авто. Даже с учетом введения утилизационного сбора автолюбитель при ввозе бюджетной иномарки с пробегом заплатит меньше в 2 раза, чем сегодня. Сделать же общий вывод, что все подешевеет нельзя, нужно сравнивать каждый конкретный случай отдельно».
Алексей Дозоров, председатель комитета по защите прав автомобилистов: «Эти цифры не так велики, по крайней мере, для частных лиц, чтобы отбить охоту покупать иномарки. Ситуация не похожа на 2008 год, когда резко были подняты цены на подержанные иномарки - и на Дальнем Востоке даже начались гражданские волнения, так как обрушилось множество семейных бизнесов, связанных с перегоном машин. Думаю, мы увидим некий баланс – пошлины уйдут, на их место придет утилизационный сбор. Те, кто покупал отечественные автомобили, те так и останутся их приверженцами, а те, кто предпочитает иномарки – уж как-нибудь доплатит эти деньги. Что касается бизнеса, то государственные структуры все равно денег не считают, покупая максимально лучшее, а частники просто покроют разницу за счет увеличения цен, то есть – из нашего с вами кармана».
Петр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведерок»: «Понятное дело, сбор нацелен на сохранение пошлин, которые должны снизиться сразу после вступления России в ВТО – так что цены на автомобили ни в коем случае не упадут. Завязка же утилизационного сбора на объеме двигателя это уж слишком откровенно – дайте-ка я угадаю, расчет ставки будет примерно такой же, как и в сегодняшних таможенных пошлинах?»
Виктор Похмелкин, Председатель Движения автомобилистов России: «Очевидно, что объявленный утилизационный сбор непосредственно к утилизации никакого отношения не имеет. Дело в том, что после вступления в ВТО мы больше не будем иметь возможность устанавливать заградительные пошлины. Их нужно чем-то заменить. Смысл здесь не в том, чтобы пополнить бюджет, а именно поставить заслон – между иномарками и отечественными автомобилями. Фискальная составляющая здесь есть, но она не так важна. Привязка к объему двигателя, на мой взгляд, вообще не нужна – человек, покупающий автомобиль с мощным двигателем, и так платит больше денег – как продавцу, так и транспортный налог. Зачем обкладывать его дополнительно? Этим самым государство просто проявляет лояльность по отношению к малообеспеченным слоям населения: «Смотрите, они богаты – и платят больше вас». Если уж говорить об утилизационном сборе серьезно, то единственный критерий – это возраст автомобиля, ведь утилизационный сбор должен быть направлен на то, чтобы люди ездили на новых машинах».