branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Эксперты: права для скутеров – гримасы бюрократии

Любимое средство передвижения подростков и хипстеров - 50-ти кубовые скутеры - вновь оказалось под пристальным вниманием ГИБДД, заявившей о необходимости ввести под них отдельную категорию в водительском удостоверении. Специалисты уверены, что из этой затеи опять ничего не выйдет...
Любимое средство передвижения подростков и хипстеров - 50-ти кубовые скутеры - вновь оказалось под пристальным вниманием Госавтоинспекции, заявившей о необходимости ввести под них отдельную категорию в водительском удостоверении. Эксперты же уверены, что из этой затеи опять ничего не выйдет.

В кишащем муравейнике современного города, где мощные машины бесполезно сжигают бензин, простаивая в бесконечных пробках, воплощением скорости все чаще являются не благородные линии спорткара, а пухлые бока крошечного мотороллера. Популярность этого вида транспорта растет – согласно статистике, в России каждый год продается около 30 тысяч скутеров, а общее их количество приближается к полутора миллионам. Растет и число аварий: если в 2008 году, по данным МВД, происшествий с их участием было 3,6% от общего числа, то в 2011-ом - уже 5,3%. А за шесть месяцев 2012 года, водители мотороллеров совершили уже около трех тысяч ДТП, причем 170 из них со смертельным исходом.

Российское законодательство как-то проглядело малообъемные скутеры: для управления ими не нужно ждать 18 лет, не нужно получать права или хотя бы учить ПДД – сел, да поехал, как на велосипеде. Возможно, в советские времена характеристики 50-ти кубовых движков не сильно-то и разнились с велосипедными педалями, но современный скутер с вариаторной коробкой имеет «максималку» в районе 60-70 км\ч., а динамике разгона позавидуют многие автомобили. При этом стоимость поддержанного аппарата из Японии колеблется в пределах 25-40 тысяч рублей – весьма привлекательно для подростков и тех, кто хочет ощутить себя «не под контролем» на дорогах общего пользования – по статистике МВД, каждый тринадцатый скутерист, попавший в аварию, был пьян.

«Это действительно большая проблема, тем более что в большинстве случаев этими транспортными средствами управляют несовершеннолетние , которые не обладают водительским мастерством», - цитирует сайт Госавтоинспекции заместителя начальника Управления правового регулирования и пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД полковника полиции Владимира Шевченко.

Полковник подчеркнул, что именно отсутствие водительского удостоверения для управления мопедом и является корнем всех зол: «Это обстоятельство порождает безнаказанность, ведь штрафы за нарушения ПДД такими водителями сегодня ничтожно малы, а вот опасность нарушители на мопедах представляют реально большую».

Однако эксперты, опрошенные Autonews, придерживаются противоположного мнения. Так, например, вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский заявил, что эта инициатива – не более чем «очередная пиар-акция ГАИ»: «Какие права, какой ПТС, о чем они вообще говорят? На одном скутере может ездить весь двор, вся семья, особенно на даче - какую опасность они там представляют? А когда я подъезжаю к таким местам, где собираются подростки на скутерах, так они прямо мне говорят: «Будем убегать, не будем подчиняться!» Так что ничего у них не выйдет».

С ним солидарен и депутат Государственной Думы Вячеслав Лысаков – по его мнению, большинство мотороллеров оседает в деревнях или используется для перемещения по дворовым территориям, и никогда не выезжает на трассу, а, значит, не представляет угрозы. Обязывать их владельцев получать права или ставить свою двухколесную технику на учет, означало бы просто подвергать их ненужной бюрократической процедуре.

При этом депутат считает, что России стоит присмотреться к мировому опыту: «В Испании, например, управлять скутером учат со школы, а в Словении власти остроумно решили проблему – там скутер до 50 кубов имеет жесткое ограничение по скорости – 25 км\ч - и соответствующую желтую табличку сзади. На него никаких документов не нужно – хотя, технически, они могут ехать шестьдесят, даже 80 км\ч. Получается логично: хочешь перемещаться с комфортом, не спеша, пожалуйста! Хочешь быстрее – будь любезен подчиняться всем тем же ограничениям, что и автомобилист».

А председатель Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров убежден, что ГИБДД и сейчас обладает всеми необходимыми полномочиями для борьбы с двухколесными нарушителями: «Я сам три года назад пересел на скутер – и летом езжу только на нем, для экономии времени. Поэтому у меня двойственное отношение. С одной стороны, я вижу множество несовершеннолетних скутеристов, которые пренебрегают защитой, шлемами, не знают и не соблюдают ПДД. С другой – ограничения убьют скутер как сверх мобильное транспортное средство. Думаю, было бы достаточно, если бы ГИБДД просто выполняло свои прямые обязанности – останавливало и штрафовало нарушающих скутеристов. Пусть хоть на 200 рублей – для подростка и это деньги. Но ведь инспекторам это не интересно – им подавай лишение прав, «дорогие» нарушения. Это также как и с велосипедистами – они ездят поперек потока, ночью без фары, и гаишников это ничуть не волнует».

Отметим, что обуздать этот юркий вид транспорта ГИБДД пытается с 2009 года, но не зря, видимо, название «скутер» происходит от английского «to scoot» - «удирать». Идея заставить скутеристов получать права или регистрировать свою технику не нашла поддержки в правительстве, и отдельная категория «М» в водительском удостоверении нового образца так и не появилась.