branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Мертвая кукла и главное, что нужно знать о 24 часах Le Mans

Гонка на выносливость – зрелище утомительное. Однако гости из разных стран устраивают на 24-часовых гонках Le Mans такой лихой пикник, что не соскучишься. Обозреватель AutoNews.ru Светлана Алеева – о своих впечатлениях с места событий...
Мертвая кукла и главное, что нужно знать о 24 часах Le Mans
Мертвая кукла и главное, что нужно знать о 24 часах Le Mans

Под ногами – зажатая канализационным люком кукла с ужасом в распахнутых глазах и окровавленными пластиковыми ногами. Вокруг гурьба беснующихся датчан, наряженных в женские платья, – штурмуют прогулочный паровозик. Мимо проезжает Mercedes с британскими номерами, из которого высовываются кулаки с выставленным средним пальцем – в знак приветствия. А в открытые окна маршрутки Nissan, в которой едут журналисты, французы лупят из водяных пистолетов. Казалось бы, причем тут высокотехнологичные болиды, одна из старейших европейских гонок и громкий аристократический статус 24 Heures Le Mans. 80-ая гонка была больше похожа на сумасшедший пикник, на фоне которого где-то там на трассе гнались за победой Audi, Ferrari, Porsche, Corvette...





Есть у меня такое подозрение, что жители французского провинциального городка Ле Ман ненавидят июнь. Потому что каждый год его тихие площади и улочки, эти милые декорации к романтическому фильму, наполняют толпы людей. Трамваи переполнены, рестораны, треща по швам, зарабатывают на год вперед, все пространство вокруг 13-километровой трассы Сартэ заставлено машинами, палатками, «картонными» зданиями автомобильных компаний, боксами.



А главное – большая часть гоночной трассы проложена по обычным дорогам, в том числе, знаменитая прямая Mulsanne, так что рев двигателей сутки сотрясает стены оказавшихся поблизости домиков. 




Зато гости не скучают – накупают грузовики пива, собирают из пустых бутылок вокруг своих палаток огромные стеклянные пирамиды, шокируют психоделическими флэшмобами, атакуют шаттлы для прессы, устраивают пикники на обочине, вопят на аттракционах находящегося рядом парка развлечений, отплясывают на ночных дискотеках и ввязываются в националистические конфликты. Кто еще считает Европу спокойной? «Автоэкзотике» такого народного адреналина и не снилось.




Гонки – это как футбол, понятнее смотреть по телевизору. Самое красивое – прогревочный круг, когда мощные автомобили едут изящной кавалькадой. Затем начинается испытание на терпеливость. С трибун можно увидеть только кусочек трассы, по которому проносятся болиды. Скучно.



Увы, но аварии – это действительно самое интересное на фоне бесконечно утомительного заезда на выносливость. Вот уж действительно аксиома автоспорта: to finish first, first you must finish. Тем более в «24 часах Ле Мана», где от стойкости моторов и пилотов зависит все. Не представляю, как можно выдержать сутки, пусть и разделенные на смену из трех пилотов, на такой короткой трассе – с бесконечно повторяющимися поворотами и прямыми и пейзажами. 




Проще всех угадать приближение новых болидов Audi: от рева конкурентов дрожат стекла в объективах, а прототип с гибридным двигателем R18 e-tron потрясает своей бесшумностью. И это с 510-сильным мотором! Дизель передает крутящий момент на заднюю ось, а передние колеса крутит электромотор, подзаряжающийся за счет рекуперации энергии торможения. «Четыре кольца» заняли весь подиум-2012: первое и второе места достались гибридной новинке, третье занял дизельный Audi R18 ultra. Французы из Peugeot, которые в последние годы стали уступать Audi в Ле Мане со своими дизелями, в этом сезоне решили не участвовать и, видимо, правильно сделали.



С «Оди», как на свой прононс называют Audi французы, успешно конкурировала в начале гонки Toyota. Но в первой же аварии японский болид, которого в бок толкнула зазевавшаяся Ferrari, сделал устрашающее сальто в воздухе и влетел в стену. Вторую машину японцы потеряли позже. Триумфальное возвращение Toyota в 24 Le Mans не удалось.


ВИДЕО:



Французский город манит японцев. Mazda, единственная из японцев ставшая триумфатором «Ле Мана» – в 1991 году со своим роторным двигателем, намерена вернуться, и опять своим особенным путем. В 2013 году Mazda вывезет на трассу Сартэ свой 2,2-литровый дизельный SKYACTIV-D – в классе прототипов LMP2.


С истертой покрышки механики счищают слой - она еще сможет выехать на трассу


«Финишировать в Le Mans – это мечта. Но достижение уже попасть сюда», – доверительно сообщил Джерри Хардкасл, главный инженер по рыночным продуктам Nissan в Европе. В этом году Nissan совершил имиджевый рывок – в 80-ую гонку на Сартэ выехал экспериментальный болид Nissan DeltaWing. Автомобиль выступал вне зачета, так как не укладывается в действующий технический регламент.



DeltaWing выглядит непривычно. Он похож на ракету – широкие задние крылья и длиннющий узкий нос. Впечатляют шины, специально подготовленные Michelin – всего 10 см шириной. Задачей разработчиков было сделать машину с массой и коэффициентом аэродинамического сопротивления вдвое ниже, чем у соперников. Он должен двигаться с такой же скоростью, но при этом расходовать в два раза меньше топлива и шин. А это важный момент для Le Mans: реже заезжаешь в боксы – больше проезжаешь кругов.



1,6-литровый четырехцилиндровый мотор DIG-T, то есть, бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом, компактнее, чем силовые агрегаты болидов. Его мощность составляет 300 л. с. На фоне 500-сильных конкурентов с V8 впечатляет. «Ниссановцы», с одной стороны, говорят, что двигатель построен с нуля специально по гоночным лекалам, и в то же время намекают, что эти технологии будут использованы в их серийных автомобилях. Иначе какой смысл участвовать в Le Mans, если свой автоспортивный успех не трансформировать в маркетинг? Хотя BMW и «24 часов» не нужно, чтобы их машины считали драйверскими – их маркетологи как-то умудрились без участия в гонках убедить всех в спортивном имидже.


Победители соревнований Nissan в автомобильном симуляторе GT Academy на PlayStation смогли принять участие в настоящих гонках


DeltaWing выехал на Сартэ, но до финиша не доехал – на одном из кругов «ракету» как будто невзначай спихнула с трассы Ferrari. Автомобиль улетел в стену, не смягченную покрышками. Пострадали задняя подвеска, оболочка двигателя, убило рулевое управление. Прототип был в единственном экземпляре, так что его необходимо восстанавливать. К какой гонке – ответа на этот вопрос у Nissan пока нет.


ВИДЕО



Минута разочарования… И все утыкаются в телефоны, чтобы узнать другой счет – в субботу Россия проигрывала Греции в футбол.


Мой личный фаворит - за смелый цвет


«24 часа Ле Мана» – странная гонка для зрителя. Если не устроить из нее пикник, то сутки покажутся слишком утомительными. Никакой азарт не выдержит испытания 24 часами. Романтика «Ле Мана» – допивать с друзьями вино, посматривая на алеющие в наступающей ночи перегревшиеся тормозные диски несущихся к одному им ведомому финишу болидов, а затем спокойно засыпать под несмолкающий рев 500-сильных моторов.



ФОТО:


После окончания суточного марафона зрители выходят на трассу


В боксах