branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Доступные иномарки закончатся осенью

Это лето может стать последней возможностью купить новую или подержанную иномарку и при этом не разориться. Эксперты едины во мнении: осенью цены на автомобили взлетят по двум причинам, первая из которых – введение утилизационного сбора, а вторая – ожидаемый экономический кризис...
Доступные иномарки закончатся осенью
Доступные иномарки закончатся осенью
По прошествии этого лета покупка в России приличного автомобиля, как нового, так и с пометкой «б/у», окончательно может стать уделом только обеспеченных людей. Аналитики, экономисты и игроки рынка в один голос предрекают: уже осенью иномарки прилично подорожают, за исключением разве что «народных автомобилей», производящихся в России. Но купить даже такие машины станет сложнее. Причин всего две, но обе весомые: параллельно с введением утилизационного сбора должен грянуть многими ожидаемый экономический кризис.

«Поскольку введение утилизационного сбора намечено на осень, у всех тех, кто планировал приобрести автомобиль не российской сборки, еще есть время сделать это по текущим ценам. Так что, возможно, активное обсуждение темы подстегнет потребительский спрос, и у автодилеров будет горячее лето», - полагает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрей Петренко.

После этого Россия фактически закроет свой рынок для импорта подержанной техники, отметил эксперт в статье, опубликованной на страницах газеты «РБК-Daily» . Но его прогноз достаточно оптимистичен: новые правила поставят крест на импорте старых машин, в чем, по мнению эксперта, ничего плохого нет, а собираемые в нашей стране «бюджетники» не подорожают, так как утилизационный сбор их не касается.

«В 2011 году продажи иномарок российской сборки превысили 1 млн штук, в структуре продаж легковых автомобилей они составили 42,6% (на импорт пришлось 32,5%, оставшиеся 24,9% — продукция традиционного отечественного автопрома). Так что, если учесть, что все самые популярные модели сегодня собираются в России, на массовом покупателе введение утилизационного сбора практически не отразится», - считает глава РОАД.

По его мнению, цель введения сбора – вовсе не защита отечественного автопрома и производителей, работающих на территории России, а действительно развитие программы по утилизации автохлама. «Основание верить, что программа заработает, дает тот факт, что отвечает за нее Минпромторг, который совсем недавно провел очень эффективную программу утилизации. Проект не только поддержал отечественного автопроизводителя в кризисное время, но и существенно очистил наши дворы от старых машин. По сути, теперь делается новый шаг в этом направлении», - отметил Андрей Петренко.

В том, что утилизационный сбор не ударит по покупателям «Солярисов» и «Логанов», уверен и аналитик ГК «Атон» Михаил Пак. В интервью «Коммерсанту» он заявил, что нововведение российских властей окажется болезненным для другого рынка: «дешевых подержанных автомобилей, пошлины на которые существенно снизятся после присоединения к ВТО, многие импортеры рассчитывали именно на это». Что касается ввоза новых автомобилей, то, говорит Пак, подорожают, в первую очередь, только машины среднего и премиум-класса. То есть, массовый покупатель, опять-таки, не в проигрыше.

Точно такой же прогноз нашему изданию дал директор по маркетингу ГК «Блок Моторс» Сергей Дюшко: «Если взять 15 самых покупаемых автомобилей в России в 2012 году, которые составляют 42% от общего объема продаж всех машин, то все они собираются на территории РФ. Поэтому значительного влияния на стоимость популярных новых автомобилей и тем более на спрос введение утилизационного сбора не окажет. Ожидать увеличение стоимости в первую очередь нужна на ввезенные автомобили с пробегом. Однако их доля снижается с каждым годом, на рынке все больше автомобилей с пробегом, приобретенных у официальных дилеров на территории РФ. По моему мнению, возможен незначительный рост цен на некоторые импортируемые модели новых авто, но серьезных последствий как для покупателей, так и для дилеров не будет».

Однако недорогими седанами и хэтчбэками стоимостью до полумиллиона рублей российский авторынок и предпочтения автомобилистов не ограничиваются. И, говоря о тех, кто голосует в пользу 5-летнего Mercedes из Германии, а не Renault из России с нулевым пробегом на одометре, эксперты признают: им будет больно. «Введение сбора неизбежно приведет к увеличению стоимости автомобиля. Этот сбор будет иметь эффект, по сути, запретительной пошлины для подержанных машин, что компенсирует снижение после вступления России в ВТО пошлины на ввоз. Цена повысится, а покупать или нет – личное дело каждого», - говорит аналитик брокерской группы «Ай Ти Инвест - ПРОСПЕКТ» Александр Наумов.

Этого же мнения придерживается первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, лидер общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Есть, на его взгляд, и другая опасность: «Качество российских автомобилей, лишенных должной конкуренции, вполне вероятно, будет падать. Знаете, есть притча о том, как однажды представители американского автопрома пришли к Рейгану и попросили его сделать что-то с японцами, на долю которых приходилось большая часть продаж авто в США. Рейган ответил, что не видит в этом проблемы: «делайте автомобили лучше, чем у конкурентов, и люди будут их покупать», - отметил парламентарий в беседе с корреспондентом Autonews.ru.

А то, что конкурентов у «АвтоВАЗа» и российских иномарок скоро не останется, открыто говорят на самых верхах. В частности, зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев заявил «Известиям»: «Мы сделаем так, чтобы не выгодно было ввозить в страну еще двигающийся автохлам 20-летней давности, для этого утилизационный сбор станет выше, чем стоит эта машина. Мы не должны позволять портить экологию и делать из России кладбище автомобилей». Заметим, что кладбищем автомобилей можно назвать США, Францию, Норвегию и Финляндию: в Америке средний возраст автопарка составляет 11 лет, в остальных странах больше половины авто – старше 10 лет.

Впрочем, есть мнение, что российский покупатель и сам по себе откажется от риска покупать подержанную иномарку из Европы, Азии или США. Так полагает Андрей Измалков, руководитель аналитического отдела подразделения  BlueFish (входит в состав РОЛЬФ): «Клиент изменился и ценит надежность автомобиля, прозрачность его истории и безопасность сделки. Если операторы смогут привезти из-за границы автомобили достойного качества, тогда, возможно, потребление импортированных автомобилей с пробегом увеличится, хоть и не в разы. Если же нет, желающих приобрести «утопленников» и «перевертышей» уже крайне мало».

Таким образом, бежать в салон дилера за Duster, Rio или Focus нет смысла. Торопиться с покупкой следует тем, кто предпочитает новым «народным автомобилям» старые, но выше классом, или те, что нельзя отнести к массовым моделям. Экономисты также рекомендуют покупать машины летом в связи с не самыми оптимистичными прогнозами на ближайшие месяцы: из-за кризиса в Еврозоне снижается спрос на поставки российского газа и нефти, уходит за границу частный капитал, а также ужесточаются условия предоставления кредитных средств. Все это, отмечают аналитики, может привести к очередному кризису в России, и тогда многим будет уже не до покупки автомобиля.

Игорь Яворский