Autonews
Как проехать 1500 километров на одном баке
Статьи
Статьи 15 июня 2012
Как проехать 1500 километров на одном баке
Что вы делали на трехдневных выходных? Блогер Autonews Николай Назайкинский ездил на Черное море и при этом ставил весьма серьезный эксперимент: можно ли доехать до Анапы из Москвы всего на 1 баке топлива. На первый взгляд, он выбрал весьма странный автомобиль для участия в этом соревновании - Jaguar XJ...
Как проехать 1500 километров на одном баке 

Что вы делали на длинных трехдневных выходных, устроенных в честь празднования Дня России? Лично я ездил на Черное море, причем, не просто так, отдохнуть, а ставил весьма серьезный эксперимент: можно ли доехать до Анапы из Москвы всего на 1 баке топлива. На первый взгляд, я выбрал весьма странный автомобиль для участия в этом соревновании – большой представительский седан Jaguar XJ. Однако если присмотреться к его техническим характеристикам, то можно увидеть, что большой 82-литровый бак сочетается с умеренным потреблением топлива 3-литровым дизельным мотором. Так что не такой уж и странный выбор у меня получился.
   
За два дня до отъезда я забрал в пресс-парке компании Jaguar большой бизнес-седан XJ. Если честно, я недооценивал его размеры: на парковке у дома передняя часть автомобиля выпирала на дорогу не меньше чем на метр по сравнению с другими машинами, а деревенский домик в станице Благовещенская на фоне Jaguar XJ выглядел совсем уж игрушечным и ненастоящим. Мои субъективные впечатления от крупных габаритов машины подтверждают сухие цифры технических характеристик: длина XJ составляет 5122 мм, что больше, чем у крупного внедорожника Toyota Land Cruiser 200! Вес седана также внушает уважение – 1800 кг.





Jaguar XJ


Первое, о чем подумал, забирая свой тестовый автомобиль: «Каким образом я смогу проехать на этой громадине 1500 км по российским дорогам?». Действительно, глядя на эту машину, сложно поверить, что по трассе седан расходует всего 5,6 л на 100 км. Мало того, для прохода длинной дистанции от Москвы до Анапы потребление топлива нужно сократить минимум до 5,4 л на 100 км, а лучше – еще сильнее. Конечно, дизельные моторы отличаются хорошей экономичностью по сравнению с бензиновыми силовыми агрегатами, но какой реальный аппетит будет у 275-сильного 6-цилиндового мотора объемом 3 литра – сказать очень сложно. Ну вот и проверим на практике экономичность этой британской «турбошестерки».

Перед поездкой многие мои знакомые, друзья и любимые читатели предлагали различные способы по сокращению расхода топлива: перекачать до трех атмосфер шины, пристроиться за фурой, заклеить малярным скотчем все кузовные щели, выкинуть задние сиденья... Однако самый распространенный совет, разумеется, был не включать климат-контроль. Но как его не включать, если будет жаркая погода? Если открыть окна – потребление топлива окажется еще выше, а у меня каждый миллилитр дизтоплива будет на счету в день гонки. Вот с такими тяжелыми мыслями я и лег спать перед поездкой.

Старт гонки. Москва - Воронеж

Первое правило быстрого выезда из Москвы и Московской области – выехать рано утром. Поэтому, не колеблясь, выезжаем в 4 часа 9 минут с Юга-запада столицы. На МКАДе в это ранее время движение весьма интенсивное, но без пробок, поэтому быстро доезжаем до съезда на М4 «Дон» и сразу после окончания населенного пункта «Москва» сворачиваем на заправочную станцию. Прошу заправщика залить мне топлива по самую горловину и еще наполнить пластиковую канистру. Всего получилось почти 80 литров (включая запас на случай полной остановки). Ну, все – закусываем сэндвичами, пьем кофе и вперед, устанавливать мировой рекорд экономичной езды на Jaguar XJ. Следующая заправка должна быть в Анапе.



До полного бака!


Плавно начинаю движение. Разгоняюсь до 80 км/ч – обороты двигателя чуть выше тысячи. Местами прибавляю до 90-100 км/ч. На бортовом компьютере выставил показания мгновенного расхода топлива и внимательно слежу за цифрами, отсюда и такая вилка скоростей: если с горки, то и до 100 можно разогнаться, а при движении в подъем минимальный расход получается как раз при 80 км/ч.

Такая низкая скорость противоестественна для Jaguar XJ. Обидно же, когда тебя обгоняют фуры и старенькие «Жигули» дачников. У меня возникает нестерпимое желание утопить педаль газа в пол, но я проявляю железную волю и не делаю этого, ведь надо терпеть. К тому же, гонка только началась, и все сложности впереди.

В ожидании трудностей по дороге поделюсь первыми впечатлениями о Jaguar XJ: автомобиль идет как большой корабль – плавно и вальяжно. Несмотря на противный московский дождь и обилие грузовых автомобилей вокруг, в салоне машины как-то неестественно тихо. В бюджетных машинах и моделях среднего класса, на которых я обычно езжу, производитель экономит, в первую очередь, на шумоизоляции. Но в автомобиле за 5 миллионов рублей грешить на посторонние звуки с улицы просто смешно. Поэтому чем дольше мы едем в таком низком темпе, тем меньше желание куда-то спешить. А что? Время есть. Ограничения я себе не ставил: хоть 24 часа проведи за рулем, главное – доехать до моря без дозаправки.



Чем дальше от Москвы, тем лучше погода


Тем временем подъезжаем к первому платному участку, который расположился в Московской области с 41 по 71 км федеральной трассы М4. Пока движение по нему осуществляется в тестовом режиме, поскольку данный механизм честного отъема денег у водителей открылся только месяц назад. Через несколько дней «халява» закончится, и автолюбителям придется оплачивать в кассу предприятия «Автодор» 30 рублей за проезд по 30-километровому участку.

Несмотря на заявления представителей федерального дорожного агентства о том, что на строительство «платников» тратятся миллиарды рублей, мне кажется, что коммерческие участки дорог создаются путем установки шлагбаумов на существующие 4-полосные трассы. Скорее всего, большинство многополосных дорог в России станут платными, и от этого уже никуда не деться. Что касается трассы М4 «Дон», то к 2016 году общая длина платных участков составит более 700 километров. Получается, что владелец легкового автомобиля будет отчислять не менее 700 рублей в пользу государства, и это при бесстыдно дорогом бензине.

Но основная проблема не в стоимости проезда по платным участкам, а в пробках, которые образуются перед пунктами оплаты. Сейчас таких КП всего два, но скоро откроется и третий – объездная дорога вокруг Ельца. Перед всеми шлагбаумами будут собираться пробки: как на въезде, так и на выезде с коммерческой дороги. Самое смешное, что время ожидания своей очереди на въезд будет больше, чем время движения по этому «платнику». На обратной дороге, к примеру, в Липецкой области мы стояли перед таким участком минут 30, а ехали – не больше 20.



Перед пунктами оплаты


Вернемся к нашей безумной гонке на одном баке до Черного моря. Проехали 285 километров. Средний расход я еще не смотрел. Волнительный момент. Сейчас гонка может закончиться, если потребление топлива окажется слишком большим, ведь я еду крайне аккуратно и плавно, а двигаться еще более экономично вряд ли получится. Итак, перебираю режимы бортового компьютера и дохожу до показаний среднего расхода – 5,2 л на 100 км! Это локальный успех! Я еду экономичнее, чем об этом заявлено в паспортных данных (5,6 на «сотню»). Но радоваться преждевременно не стоит – дальше будет сложнее.



Средний расход топлива


Настроение хорошее, и погода, как только мы выехали за пределы столичного региона, резко улучшилась. Едем и радуемся жизни. Однако в полной мере оценить этот позитивный момент мешает радио. Дело в том, что на обширной территории нашей страны присутствуют исключительно быдло-поп и шансон FM-волны, так что берите в дорогу свою музыку на «флэшке» или дисках. Ох, сколько нам помоев на уши вылилось! Хорошо, что в машине есть телевизор, который немного скрашивал нашу монотонную поездку. На обратной дороге даже удалось посмотреть оба матча в группе «А» Чемпионата Европы по футболу.

Едем дальше. Как я писал выше, вокруг Ельца наконец-то ввели в эксплуатацию объездную дорогу (еще в прошлом году приходилось ездить через город), поэтому до самого Воронежа доезжаем достаточно быстро: средняя скорость с момента старта составляет 87 км/ч, а средний расход упал до 5,0 л на 100 км! Фантастика какая-то! Но мы едем без климат-контроля, а на улице стало жарко, да еще и застряли в небольшом заторе на объездной – многолетний ремонт. Кстати, на обратной дороге пришлось проезжать Воронеж через город – пробка в сторону Москвы была невероятных размеров.



Бесконечное строительство объездной вокруг Воронежа


Воронеж – Ростов-на-Дону

Сразу после Воронежа, проехав 500 километров от Москвы, делаем первую остановку – на обед, после чего продолжаем движение к Черному морю, предварительно сбросив показания среднего расхода топлива. Смотрю цифры с бортового компьютера – пройдено 535 километров, до Ростова ровно столько же. Дизтоплива осталось чуть больше половины бака. Маловато. К тому же пришлось включить климат-контроль из-за невыносимой жары. Ну все, ждем увеличения потребления топлива. Но не тут-то было. Через пару часов езды после обеденного перерыва среднее значение составляет уже 4,9 л на 100 км пути. Это невероятно – с включенной климатической установкой машина стала потреблять на 0,1 л меньше!

Но радоваться все еще рано – дорога из 4-полосной резко превратилась в классическую российскую «двухполоску», и движение немного замедлилось. К тому же после перекуса меня страшно, просто невыносимо потянуло в сон, и концентрация на суперэкономичном стиле езды у меня немного притупилась. Пришлось выпить припасенную заранее банку термоядерного Burn, который достаточно быстро прояснил мое сознание (кстати, больше 1 баночки энергетиков в сутки лучше не употреблять).


Продолжаем планомерное движение к цели. Расход с места обеда по прежнему составляет скромные 4,9 л, а средняя скорость снизилась до 84 км/ч. Удивительно, но у почти 2-тонного автомобиля с 275-сильным двигателем потребление топлива меньше, чем у Lada Priora. Так что маленькие двигатели не гарантируют маленького расхода.



Расход топлива сократился до 4,9 л на 100 км. Я доволен


И вот настает ключевой момент гонки – стрелка уровня топлива закрепилась ровно на отметке половины бака. Смотрю на километровые столбы – 705 км. Исходя из этого, можно сделать неутешительный вывод, что общее расстояние, которое будет пройдено без дозаправки, составит 1410 км – на 90 меньше, чем я планировал. Однако не стоит забывать о «бонусном» запасе, который есть практически у всех автомобилей – когда стрелка ложится, машина еще способна проехать не один десяток километров. Поэтому на данный момент я расцениваю шансы победы в соревновании как 50:50. Странно, но встроенная навигация, основываясь на показании бортового компьютера, говорит, что до точки назначения топлива нам не хватит. Дура.

Ростов-на-Дону - Анапа

А вот и первая остановка ДПС-ником на каком-то неприметном посту буквально сразу же при въезде в Ростовскую область. Я вышел из машины и приготовил документы к проверке. Однако офицер задал один вопрос: «Сколько стоит этот автомобиль?». Был бы стул – я бы упал с него. Приценивается служивый. А что? Может себе позволить в качестве компенсации за сложную и опасную работу. Кстати, определить, что вы въехали в Ростовскую область, можно по белым рубашкам сотрудников ДПС: отличительная особенность формы дорожных полицейских в южных областях России.
 
На трассе в Ростовской области есть одно «засадное» место – поселок Тарасовский. Он находится на узком двухполосном участке трассы, который проходит прямо через центр населенного пункта. Естественно, машины притормаживают перед пешеходными переходами, из-за чего образуются приличные заторы в обе стороны. Кроме того, многие водители останавливаются здесь на отдых, что еще сильнее осложняет дорожную обстановку.

Пройдено 978 км. Подъезжаем к Ростову. Дорога стала холмистой, качество самого асфальта ухудшилось, и это, безусловно, сказалось на расходе – увеличение до 5,2 л. В потоке машин все чаще замечаем высунувшиеся из приоткрытых тонированных окон изумленные лица местных жителей, которые с неприкрытым интересом смотрят на наш автомобиль. Не думаю, что BMW 7-series или Mercedes S-Class вызвал бы столь бурную реакцию ростовской публики. Действительно, Jaguar XJ выглядит очень эффектно.

Между тем, в баке дизтоплива осталось лишь четверть, а еще ехать и ехать, в том числе через густонаселенные станицы Краснодарского края. Неожиданно на дороге образуется пробка – это ДПС-ники организовали «бутылочное горлышко» перед самым серьезным постом на трассе «Цукерова Балка». Удивительно, но проезжаем суровых полицейских незамеченными, и на самом экономичном ходу устремляемся в сторону Анапы. Все. Последний этап гонки. Начинается все самое интересное.



Краснодарский край


Через несколько километров съезжаем с трассы по направлению к станице Кисляковская и далее двигаемся на Ленинградскую и Тимашевск. Быстро темнеет. Осталось всего одно деление бака на 270 километров пути. Ситуация критическая. Пытаюсь ехать еще экономичнее, хотя уже некуда, а тут еще и закрытый железнодорожный переезд в Тимашевске, перед которым собралась внушительная пробка. Как раз в этот момент загорается «лампочка», а до цели 190 километров. Ремонт дороги тут еще в придачу...

Удивительно, но мы доезжаем до Славянска-на-Кубани. Стрелка уже лежит «в минусе». До цели остается 100 километров пути. Едем не дыша. Топливо может закончиться в любой момент. При этом я не знаю, что может произойти с машиной: вдруг выйдет из строя топливный насос или еще какая-нибудь важная деталь вроде двигателя.

До Анапы остается всего 40 километров, а Jaguar XJ все еще продолжает движение! Не знаю как, но мы едем, а ведь пробег к этому моменту составляет практически 1500 километров. На экране встроенной навигационной системы появляется море, но перед ним последний горный перевал, а любой подъем – это повышенный расход топлива, особенно для тяжелого автомобиля.

Итак, заключительный отрезок дистанции. Остаются считанные километры пути, как вдруг на подъеме машину начинает едва заметно подергивать. С приближением к перевалу рывки становятся сильнее, а обороты двигателя не поднимаются выше 1100-1200 об/мин. Кое-как дотягиваю до перевала, отпускаю все педали и качусь вниз к станице Гостагаевская. До Анапы остается 20 километров, но судя по показаниям одометра, я уже прошел сегодня планируемые 1500 километров. Значит, город-курорт оказался чуть дальше от Москвы, чем я рассчитывал.



До Анапы мне не хватило 1 литра топлива


Борьба пошла буквально на метры. Съехав с горы, очень медленно двигаюсь по населенному пункту. Рывки автомобиля усиливаются. Двигатель уже не способен функционировать, и мучается от нехватки топлива, как рыба, выброшенная рыбаком на горячий берег. Все. На очередном перекрестке принимаю решение остановиться и долить запасного дизтоплива. До Анапы осталось 19 километров. Итоговое время в пути со всеми остановками – 21 час.

Вместо финала

В прошлом году я не доехал до моря больше 200 километров, но в этот раз был очень близок к победе. Для реализации своей задумки мне не хватило всего 1 литра топлива. С одной стороны, это очень обидно, а с другой – 1500 километров без дозаправки я все же проехал и смог «снять» с заводских показателей экономичности больше полулитра! Значит, производитель не всегда указывает заоблачные цифры среднего расхода топлива? Или это просто Jaguar такой добросовестный?

Кто-то может подумать: «Зачем проводился этот тест, кто на Jaguar XJ будет так экономить?». Ответ очень простой: я думаю, у многих, даже почти у всех, хоть раз возникала ситуация, когда бензина остается мало, а до ближайшей заправки непонятно сколько ехать. Вот именно в этом случае можно вспомнить, что если аккуратно ехать по трассе на этом огромном бизнес-седане, то можно уложиться в средний расход 4,8-5,0 л на 100 км.



Jaguar XJ преодолел на 1 баке 1500 километров


Данный тест еще раз подтвердил, что автомобили Jaguar – это не просто красивые премиальные машины; «британцы» обладают приличным запасом прочности, что очень важно в суровых условиях российской эксплуатации. Напомню, что зимой, на новогодние каникулы, я в качестве прогулки спокойно доехал на кабриолете Jaguar XK с мягким верхом до Мурманска и обратно, и вот сейчас прошел 1500 километров без дозаправки на представительском XJ.

Спасибо всем, кто поддерживал, надеялся и верил.


Фотографии





 



Мероприятие прошло при поддержке:



Официальный партнер по заряду энергией от рассвета до рассвета – энергетический напиток Burn




Официальный партнер быстрого возращения в Москву из Анапы – производитель радар-детекторов Cobra


Официальный автомобильный партнер – британский производитель Jaguar Land Rover


 



Официальный партнер качественных фотографий – интернет-магазин Сотмаркет

Комментарии