branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Очевидное-невероятное Гран-При Испании

Пятая гонка сезона 2012 подарила пятого нового победителя на пятой же машине. Но, если такое уже было когда-то в Формуле-1, то венесуэльский гимн в честь триумфатора Гран-При, мы слышали над автодромами больших призов впервые...
Пятая гонка сезона 2012 подарила пятого нового победителя на пятой же машине. Но, если такое уже было когда-то в Формуле-1, то венесуэльский гимн в честь триумфатора Гран-При, мы слышали над автодромами больших призов впервые.

Сэру Фрэнку Уильямсу исполнилось 70 лет. Правда случилось это почти месяц назад, но такого подарка можно было и подождать. Что могло бы быть еще лучше, чем победа его болида в Гран-При? Ведь Williams не одерживал их практически целую вечность – восемь лет.


Майские тесты в Мюджелло позволили командам проверить эффективность многочисленных новинок. Однако, трех дней, похоже, оказалось мало, и свободные заезды в пятницу и субботу превратились в их логическое продолжение. Каждый, казалось, продолжал собирать информацию о работе отдельных узлов машины, совершенно не заботясь о времени на круге и настройках к квалификации и гонке. Болиды, словно модели на показе новой модной коллекции, неторопливо щеголяли в обновках, самой заметной из которых был носовой обтекатель со ступенькой у McLaren.

В этой связи неудивительно, что пазл боевых настроек верно удалось собрать далеко не всем, а стартовая решетка заставила болельщиков сравнивать ее с результатами работы генератора случайных чисел. И если пропасть между двумя болидами Ferrari уже воспринимается как норма, то Хэмилтон на последней линии поля — нонсенс (правда Льюис, согласно результатам квалификации, должен был стартовать первым, а не последним. Но по завершению феноменально-быстрого круга его болид замер на трассе с опустевшими баками. А теперь это является серьезным нарушением и карается по всей строгости формулического закона. Бруно Сенна не прошел во второй сегмент, при том, что его партнер по Williams, ни много ни мало, возглавил протокол. Не дожили до финала квалификации и завсегдатаи первой десятки, Баттон и Уэббер.

Но и в этом море хаоса нашлось место островку стабильности. Правда, и на нем произошли локальные перестановки (Пик впервые опередил Глока в квалификации, а Виталий Петров - Хейки Ковалайнена), но все же, ни Caterham, ни Marussia ни уж тем более HRT не смогли хоть сколько-нибудь сдвинуться с привычных аутсайдерских позиций. Картикеан и вовсе не попал в 107% но, испанской команде на домашнем автодроме позволили выйти на старт в полном составе.

Поул Мальдонадо, при таком раскладе, выглядел не более чем подарком Фрэнку Уильямсу на юбилей. Ну сделали в Williams ставку на квалификацию, подобрав удачные настройки для машины с пустыми баками, но завтра то, акулы вроде Lotus, Mersedes и прочих Red Bull, непременно сожрут маленького выскочку.

На старте, все выбрали мягкий тип резины, который... продержался очень не долго. Серхио Переса, проколовшего колесо на первых метрах дистанции в расчет не берем, но вот Уеббер и Феттель, переобувающиеся на 7-м и 8-м кругах соответственно определенно являются показателями недолговечности «софта».

На старте Фернандо Алонсо под восторженный рев трибун, заглушивший даже звуки формульных моторов, в сражении за первый поворот опередил Мальдонадо. Опередил и начал с легкостью наращивать отрыв. К концу первого круга он достигал уже полутора секунд. Все приготовились наблюдать картину падения Williams на привычные позиции в середине пелетона. Но, время шло, а Пастор уверенно держался на второй позиции, стабилизировав свое отставание в районе двух секунд. Причем, пара Алонсо-Мальдонадо уверенно уезжала от двух болидов Lotus.

Вот уже и волна первых пит-стопов накатила. Удивительно, но не все решили сменить мягкие шины на жесткие, хоть, было очевидно, что, долго колеса с желтыми ободками эффективно работать не в состоянии. Дольше всех, 15 кругов, на стартовом комплекте оставался Льюис Хэмилтон. Ситуация обязывала британца атаковать изо всех сил, но при этом беречь резину с тем, чтобы совершать на один визит в боксы меньше, чем все остальные. Поначалу Льюис справлялся на отлично. Он сам совершил множество смелых обгонов, причем несколько — в таких местах, в которых и круговых-то не всегда удается опередить. Помогали пилоту McLaren и соперники. К исключенному из борьбы за очки Серхио Пересу на 13-м круге добавились Сенна и Шумахер, столкнувшиеся на торможении к первому повороту. Многие просто вспомнили 94-й год, кто-то в очередной раз сослался на возраст семикратного, кто-то сравнил талант дяди и племянника, естественно, не в пользу последнего. Стюарты же после финиша решили что, именно Шумахер — уже не тот, и наказали Красного Барона пятью местами на старте Гран-При Монако.

Ключевой эпизод в борьбе за победу случился на 27-м круге. За два круга до этого Мальдонадо сменил шины и выжал из своего Williams максимум, попутно установив лучшее время круга. Алонсо же, напротив, потерял несколько секунд, пытаясь пройти кругового, а именно Шарля Пика. В итоге, к разочарованию местной торсиды, Фернандо не смогли спасти даже механики, обслужившие алый болид за 3,5 секунды (против 6 у Мальдонадо). Венесуэлец сине-белым вихрем пронесся мимо боксов Ferrari по длинной стартовой прямой.

И если, за спинами лидеров два Lotus ехали в тишине и покое, то еще более плотная, чем впереди, борьба кипела на трассе в котле с 5-го места и ниже. Хэмильтон, благодаря альтернативной тактике оказался в гуще событий, а точнее, на хвосте у Фелипе Массы. Вот тут-то стремительному прорыву британца и пришел бы конец, 3 круга Ferrari бразильца сдерживала McLaren, но, внезапно в дело вмешались судьи, оштрафовавшие Массу, а заодно и Феттеля проездом по пит-лейн за то, что они «слишком медленно сбрасывали скорость» под желтыми флагами, появившимися после аварии Сенны и Шумахера. Еще один плюсик в копилку неоднозначных судейских решений прошедшего Гран-При. Однако, именно благодаря ему, мы увидели в гонке еще несколько красивых обгонов. Увы, но Масса так и застрял в глубине пелетона, а вот Феттелю пришлось совершать свой прорыв заново, и он получился ярким.

Едва миновала середина дистанции, как Хэмилтон отправился на последний пит-стоп. Честно говоря, многие недоумевали, как может, пусть и жесткий комплект, продержаться 30 кругов на каталонской трассе. Ответ был очевиден — да, никак. За несколько кругов до финиша Льюис все же попытался дать бой более быстрому Феттелю, но исход его был предрешен. Себастьян объехал соперника по внешнему радиусу в первом повороте. А потом, Феттель дожал и Росберга, чей комплект был не намного моложе, чем у McLaren.

Впереди же, за 20 кругов до финиша лидировал Райкконен. Штаб финна настолько затянул с третьим пит-стопом, что на его попытки удержаться впереди Мальдонадо и Алонсо, было больно смотреть. Лидеры проехали и унеслись прочь, а Iceman поковылял в боксы. Однако, теперь его резина была самой свежей, и это позволило Кими отнимать у Алонсо более секунды с круга. Наверное, стратегам черно-желтых стоило зазывать своего пилота на круг раньше, т.к. в итоге, именно этого одного круга Райкконену и не хватило для финиша на втором месте, а возможно и для победы.

Алонсо, в свою очередь, после своего пит-стопа вплотную подобрался к Мальдонадо. Дважды трибуны замирали в ожидании, когда на прямой старт-финиш Ferrari открывала крыло. Андреа Стелла по радио разрешил Алонсо долго использовать «обгонный режим работы двигателя», мол, топлива хватит, атакуй. Топлива-то, хватило бы, а вот резины — нет. Вскоре, более экономный в этом отношении Williams отъехал от Ferrari на безопасное расстояние. Мальдонадо, будто, бывалый чемпион, уверенно и безошибочно довел дело до победы, и заслуженно упивался гимном своей страны, впервые льющимся из колонок над трассой Формулы-1.

Что до Виталия Петрова, то он может записать себе в актив очередную боевую гонку. Caterham снова не так и далеко от всех остальных, что вселяет поводы для оптимизма. Правда российский гимн через две недели над Монако мы, вряд ли услышим.

Илья Данилов