Autonews
Бензиновая катастрофа наступит совсем скоро
Статьи
Статьи 22 марта 2012
Бензиновая катастрофа наступит совсем скоро
Рост цен на топливо на мировых рынках вынудил отечественные нефтяные компании переориентироваться на экспорт бензина. В скором будущем российский рынок может ожидать очередной виток дефицита топлива и, как следствие, лавинообразный рост цен на него...
Бензиновая катастрофа наступит совсем скоро 
Европа остро нуждается в качественном топливе (Premium, т.е. Аи-95, удовлетворяющий действующим в Старом Свете экологическим требованиям). Дефицит топлива в ЕС привел к резкому росту цен – сегодня в разных странах цена одного литра топлива варьируется от 1,6 до 1,8 евро. В таких условиях, российским нефтяным компаниям стало выгоднее экспортировать бензин, а не продавать его на внутреннем рынке. «Экспорт топлива выгоднее примерно на 1600 руб.», - заявил Autonews.ru представитель одной из нефтяных компаний.

Не помогла даже запретительная (90%) экспортная пошлина на нефть, которую правительство России ввело в прошлом году. Заодно, правительство и нефтяные компании договорились о том, что цены не будут расти до выборов. Сразу после их окончания, на АЗС по всей стране начали менять ценники. Например, только за предыдущие выходные в Москве литр Аи-95 подорожал в среднем на 20 коп. Рост цен на оптовых рынках топлива в Европе настолько велик, что даже при 90-процентной пошлине экспортировать топливо выгоднее.

Российские нефтяные компании раньше практически не занимались экспортом бензина – у нас не так много нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), способных в больших объемах производить бензин марки Аи-95 по Евро-4. Однако, высокий спрос в Европе может подстегнуть их переориентироваться на производство именно такого топлива, которое все будет уходить за границу. А это означает, что уже в скором будущем в России возникнет острая нехватка не только Аи-95, но и других сортов бензина. А недостаток топлива вызовет лавинообразный рост цен, который может уровнять цены на отечественном рыке со среднеевропейскими. И тогда, правительству России придется вновь придумать меры «ручного» управления нефтяниками с тем, чтобы сдержать и рост цен, и не вызвать народный бунт из-за отсутствия бензина на АЗС.

Ситуацию прекрасно понимают в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). С 2007 по 2011гг. цены на бензин в России выросли примерно в 1,45 раза, а цены на нефть на внешнем рынке - в 2,2 раза. Рост цен на бензин мог бы быть еще меньше, если бы в 2011г. не были повышены акцизы на нефтепродукты, в частности на бензин и еще в большей степени на дизельное топливо, заявил на пресс-конференции в РБК заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. По его словам, рост цен могут сдержать плавающие акцизы. Идея заключается в том, чтобы при росте цен на нефть и нефтепродукты на внешнем рынке применять пониженную ставку акцизов на бензин и дизтопливо внутри страны, а когда цены на внешнем рынке снижаются, возвращать ставки акцизов к исходному состоянию. Однако, во-первых, пока законопроект на плавающие акцизы находится на стадии согласования. Во-вторых, если тенденция с ростом цен на топливо в Европе продолжится, то в России очень быстро закончатся 1,7 млн тонн топлива, которое находится «в резевре». И в таком случае, очередного витка бензинового кризиса в России не избежать.

Матвей Дышло