branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Кто и как заработал на новой проблеме московских водителей

Полосы для общественного транспорта в Москве появились неожиданно, быстро и часто не там, где нужно. При этом конкурсы на их организацию были объявлены позже, чем рабочие нарисовали разметку и повесили знаки. В своем блоге Кирилл Бестужев рассказывает о том, как пытался добиться ответа от правительства Москвы и Москонтроля и кто в результате заработал на инициативе властей…

Есть ли в РФ борьба с коррупцией? Нет. Может ли гражданин, знающий о нарушении закона чиновником, заставить государственную машину принуждения покарать этого чиновника? Тоже нет. Пчёлы никогда не будут бороться с мёдом.


Все началось в середине 2011 года, когда московские власти пришли к выводу, что единственным способом решить проблему автомобильных пробок в Москве является создание невыносимых условий для автомобилистов. Поскольку ухудшить состояние дорог не представлялось возможным, чиновники решили уменьшить их ширину и придумали выделенные полосы для общественного транспорта.


Так родилось Распоряжение Правительства Москвы от 30.06.2011 №500-РП. Распоряжение было предельно лаконичным и предписывало создать 17 выделенных полос, 9 в 2011 и 8 в 2012 годах. Реализовать распоряжение не успели, и оно было отменено в связи с принятием более подробного регламентирующего документа – Постановления Правительства Москвы  от 27 сентября 2011 г. N 453-ПП с другим списком полос и другими сроками.


Постановление 453-ПП предписывало ответственным за создание выделенных полос (Департаменту транспорта, Департаменту капитального ремонта. ГУ Центр организации дорожного движения, Департаменту ЖКХ, Москомархитектуре и Мосгортрансу) соблюдение установленного этим постановлением регламента. Опубликовано и вступило в силу оно 11.10.2011.


В последних числах сентября в Москве начинается массовое строительство выделенных полос: наносится разметка, вешаются знаки (пока зачехленные). Запускают новые маршруты автобусов по выделенным полосам (новость на официальном сайте Правительства Москвы: http://mos.ru/press-center/news/index.php?id_4=20118).




И вот тут начинается самое интересное. 5 и 6 октября 2011 года на Официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов были размещены 14 Извещений о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственого контракта на выполнение работ по обустройству выделенной полосы для наземного городского пассажирского транспорта. (Обратите внимание – 14, тогда как в действовавшем на тот момент 500-РП на 2011 год предусмотрено только 9 полос.) Суммарная стоимость 14 госконтрактов – более 200 000 000 рублей.


То есть, работы уже ведутся, а конкурс только объявлен. Кто же ведет работы? Как выяснится через полгода  – работы вели эксплуатирующие организации, которые своими силами наносили разметку, а вовсе не рисовали выделенные полосы. (Тот факт, что нарисованная своими силами разметка до миллиметра совпадает с проектами, идущими в составе конкурсной документации чиновника их ДЖКХиБ не смущает.)


Вернемся к конкурсу: придирчивый просмотр конкурсной документации показывает, что конкурс объявлен на основании действовавшего на момент объявления 500-РП. С замиранием сердца ждем 11 октября и уведомления либо о его отмене (потому что при объявлении конкурса не соблюден регламент, предписанный 453-ПП), либо об уточнении конкурсной документации. Не дожидаемся, до 31 октября изменений в документацию не вносится, и конкурс успешно проходит. Поданная в УФАС по Москве жалоба оставлена без движения по причине неуказания в ней номера факса. Тот факт, что у заявителя нет факса, никого не волнует, подать жалобу повторно я уже просто не успел. Единственным жалобщиком кроме меня был один из участников конкурсов. Который отозвал свою жалобу в день его проведения и... выиграл все те конкурсы, в которых участвовал. То есть жалоба была подана только с целью не дать кому-то еще выиграть конкурс.


Один из конкурсов не состоялся по причине неявки участников. Самое смешное, что это конкурс по одной из немногих действующих выделенных полос – на Люблинской улице. Господа чиновники так удивились этому факту, что конкурс до сих пор висит незавершенным на стадии работы комиссии – они не знают, что с ним делать.


К 31 октября, когда конкурсы только проводились, и тем более к первым числам ноября, когда начали подписывать госконтракты по их результатам, все полосы не только были созданы, многие их них успели запустить и показать Собянину. Поездки мэра широко освещались в прессе и даже на телевидении. И никого не волновал тот факт, что бюджетные деньги утекают непонятно куда.


1 ноября (на следующий день после проведения конкурсов) глава Департамента транспорта Москвы господин Лямов подписывает Приказ  61-02-192/1 о вводе в эксплуатацию полос Киевский вокзал – Солнцево, Рижский вокзал – МКАД и на Липецкой улице. Прямо так и пишет: «Завершены работы по устройству выделенных полос для движения общественного транспорта на участках улично-дорожной сети». Вчера конкурс, а сегодня уже завершены работы.


За период с октября 2011 по январь 2012 жалобы с подробным описанием ситуации были направлены: в ФАС РФ (спущена для рассмотрения в УФАС МО, которое спустило ее дальше в Правительство Москвы), в Правительство Москвы (ответа по жалобе не последовало до февраля 2012, в феврале пришла отписка упомянутая выше), в Прокуратуру (жалоба спущена в Москонтроль, в январе получен ответ о запланированной внеплановой проверке по жалобе, результата до сих пор нет), в Счетную палату РФ (жалоба спущена в Москонтроль), Президенту РФ (жалоба спущена в Правительство Москвы, отдельного ответа по ней не получено). Депутатский запрос от С. Миронова в Правительство Москвы так же остался без ответа.


Итого: два ответа на пачку жалоб, один отписка, второй – обещание что-то сделать потом. Все это время госконтракты, работы по которым должны были быть завершены в ноябре 2011, висели на сайте Госзакупки как незавершенные. Я полагал, что это результат моих жалоб и честно ждал результата почти два месяца, пока на днях не увидел, что 29 февраля 2012 года контракты были закрыты. Все. Как выполненные в полном объеме. Причем акты подписаны еще ноябрем 2011. Параллельно всплыла пачка нарушений – изменения к госконтрактам принимались после подписания актов, то есть, после выполнения всех работ, но на фоне самого факта проведения конкурсов после проведения работ это нарушение – мелочь.


На сайте Москонтроля информации о результатах проверки не появилось, ответа я не получил, контракты закрыты (деньги, скорее всего, выплачены). Большая часть полос стоит неиспользуемой (на Звенигородском шоссе уже сгнили и начали падать опоры знаков над выделенной полосой). И всех все устраивает – все правоохранительные и контрольно-ревизионные органы знают о правонарушении, и никто не пытается принять какие-то меры.


Получается, что заставить государство бороться с коррупцией (то есть, выполнять одну из его прямых обязанностей) не представляется возможным, у простого человека для этого нет рычагов. Все заявление правящего тандема о том, что в РФ идет борьба с коррупцией, – фикция, обман. Администрация Президента, имея информацию о таком нарушении, просто спускает ее ниже и не контролирует ее дальнейшую судьбу. Прокуратура действует точно также.


Аналогичных конкурсов, когда работа давно выполнена, а конкурс только проводится, в Москве десятки (чего стоят только велодорожки на проспекте Вернадского, которые сначала нарисовали, потом срезали, потом еще раз нарисовали, а потом провели конкурс), а в стране – наверняка сотни. Ведь это так удобно – договориться со своими дорожниками, пустить их выполнить работы (а ведь дорожник не может вывести технику без разрешения на работы, без согласования с ГИБДД, без проекта), а потом обеспечить им победу на конкурсе. И получить свою порцию благодарности. Никаких конкурентов, никакого снижения цены. Все довольны, кроме бюджета, но бюджету все равно, он большой и, как выясняется, ничейный...