branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Водителей научат оформлять ДТП без гаишников

Немалая часть заторов на столичных дорогах образуется из-за мелких аварий, участники которых часами дожидаются сотрудников ГИБДД. Так посчитали в Российском союзе автостраховщиков и предложили ввести в автошколах обязательную дисциплину по оформлению т.н. европротокола...
Всем столичным водителям до боли знакома такая ситуация: одну или сразу несколько полос на дороге перегородили два «поцеловавшихся» автомобиля. Сотрудники ДПС добираются до места аварии уже третий час, чудесным образом позабыв о наличии спецсигналов, а пробка, тем временем, разрастается до угрожающих размеров. А ведь все дело в паре-тройке царапин, которые устраняются локальной покраской или даже полировкой.

В случае если повреждения настолько малозначительны, можно было бы обойтись т.н. европротоколом. Подобная схема давно известна во всем цивилизованном мире, однако в России действует лишь три года, и по статистике, таким образом оформляются лишь 4% от общего числа мелких ДТП.

Напомним суть европротокола: вся ответственность за грамотное оформление бумаг ложится на плечи водителей, которые сами, в отсутствие судей и гаишников, определяют виновного в аварии, рисуют схему ДТП и мирно разъезжаются по домам. Правда лишь в том случае, если пострадало только железо , а не люди, и если сумма ущерба, определенная «на глазок», составила не более 25 тысяч рублей (премьер-министр России Владимир Путин предложил увеличить выплаты втрое).

Однако европротокол популярным в России так и не стал. Большинство автовладельцев опасаются, что искомой суммы не хватит даже на замену фары или покраску бампера. И в некоторых случаях они правы: ценники дилеров на запчасти к новым, даже бюджетным иномаркам сложно назвать гуманными. Однако, как показывает все та же статистика, выплаты в абсолютном большинстве страховых случаев равны вышеуказанной сумме, или даже меньше нее.

Если хотя бы половина автовладельцев, чьи машины отделались царапинами при ДТП, оформляла бумаги по упрощенной схеме, число заторов сократилось бы, как минимум, на треть, считают эксперты. С ними согласны как гаишники, так и страховщики. Руководствуясь идеей о том, что водителей надо учить не бояться европротокола еще на этапе обучения в автошколах, Российский союз автостраховщиков (РСА) направил в Минобрнауки документ под названием «Методические рекомендации по оформлению документов о ДТП без участия сотрудников полиции». В нем подробно разъясняется, как следует себя вести в случае мелкой аварии: как и что фотографировать, как заполнять бумаги, как вести диалог с другим участником ДТП.

В автошколах инициативу страховщиков встретили с одобрением. «Мы, безусловно, поддержим эти предложения. Нужно выделить на эти вопросы больше времени в программе обучения. Сейчас на правила оформления ДТП обучающиеся тратят всего полтора часа», - в частности, заявила «Коммерсанту» президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.

И правда, полутора часов явно мало для того, чтобы будущих водителей, и без того выезжающих на дороги абсолютно неподготовленными, научить правильно вести себя в случае, если, не дай бог, случилась авария. Лучшее тому доказательство: карта вечерних пробок Москвы. Половина, если не две трети из них вызваны мелкими ДТП, участники которых готовы сутками ждать гаишников.

Александр Кузьмин