Autonews
Статьи

Российский авторынок ждет сложный год

Прошлый год стал для российского авторынка самым успешным из посткризисных годов. Но эксперты предсказывают в этом году серьезное снижение темпов роста, а по некоторым прогнозам – даже снижение продаж...
Российский авторынок ждет сложный год
Российский авторынок ждет сложный год
По самым оптимистичным прогнозам рост российского автомобильного рынка в 2012 году составит всего 4%, тогда как в 2011-м объемы продаж новых машин увеличились сразу на 40%. Пессимистичный прогноз на 2012 год – минус 8%.

Для российского авторынка 2011 год стал самым удачным периодом после кризиса 2008 года. Объем продаж вырос на 40%, что в количественном выражении составляет 2,5 млн новых автомобилей. Выручка автопроизводителей и вовсе выросла на 70% и составила 58,9 млрд долл. Основными факторами, повлиявшими на столь существенное увеличение рынка, стали программа утилизации, государственное субсидирование кредитов, доступное кредитование и рост российской экономики в целом. Но уже в последние месяцы 2011 года динамика объемов продаж начала снижаться из-за завершения программы утилизации.













Какие выводы можно сделать из представленных данных? Во-первых, доля российских автомобилей, произведенных в основном ОАО «АвтоВАЗ», неуклонно сокращается вне зависимости от быстроты роста авторынка в целом. Во-вторых, производство иномарок в России будет увеличиваться и доля этих автомобилей будет постоянно расти.

Также очень важно отметить, что россияне стали покупать автомобили в более дорогих комплектациях (в 2011 году рост продаж составил 40%, а выручки – 70%). По словам Стенли Рута, руководителя практики PwC по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли, средняя стоимость автомобиля, купленного в России, возросла с 20 тыс. до 23,5 тыс. долл. (приблизительная цифра), что является очень существенным ростом.

Стенли Рут, руководитель практики PwC по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли



Значительное повышение средней стоимости нового автомобиля, купленного россиянами, может негативно сказаться на объемах продаж ОАО «АвтоВАЗ». Тольяттинский автогигант делает огромную ставку на ультрабюджетную машину Lada Granta в надежде закрыть этот сегмент автомобилей. Однако, как видно из приведенных выше данных, россияне все меньше нуждаются в бюджетных машинах и все чаще предпочитают иномарки, собранные в нашей стране.

Кроме того, именно бюджетные автомобили больше всего подвержены негативным факторам, к которым в 2012 году можно отнести окончание программы утилизации, окончание программы льготного кредитования, нестабильность в еврозоне и волатильность валютных курсов.

Если говорить о российском автомобильном рынке в целом, то основными движущими факторами на долгосрочную перспективу будут:

– низкий уровень автомобилизации с высоким потенциалом роста. Сейчас на 1000 россиян приходится всего 250 машин, а насыщение рынка произойдет при показателе в 400 автомобилей на 1000 человек;

– высокий средний возраст автопарка с возрастающей скоростью замещения. Несмотря на успешную программу по утилизации старых транспортных средств, во владении россиян остается еще много «возрастных» автомобилей, которые в скором времени будут приходить в негодность;

– относительно стабильные цены на нефть;

– инвестиции иностранных автопроизводителей в организацию производства на территории России. В этом смысле вступление России в ВТО поспособствует притоку капитала, поскольку иностранные инвесторы будут более уверенными в защите своих вложений;

– совместные кредитные программы автопроизводителей и банков, а также деятельность кэптивных банков.

Еще одним важным позитивным моментом для российского рынка автомобилей можно считать расширение локализации иностранных производств. В частности, по словам эксперта, в России буду создаваться новые производства автокомпонентов. Это решение поможет сократить затраты на логистику и налоги, что, в свою очередь, позволит производителям увеличить свою чистую прибыль.

Среди прочего Стенли Рут отметил, что вступление в ВТО не повлияет на снижение производства в России и на увеличение импорта новых автомобилей. Дело в том, что иностранные инвесторы будут «отбивать» свои затраты именно путем увеличения объемов производств в нашей стране. Посмотрите: большинство мировых брендов уже представлены своими сборочными производствами в России, и смысла везти идентичную продукцию из других стран нет. Конечно, некоторые модели, не производящиеся в нашей стране, и дальше будут импортироваться, но по сравнению с общим объемом рынка это будет незначительно.

Выводы

1. По оптимистичным прогнозам рост автомобильного рынка в России в 2012 году составит 4% (2,6 млн автомобилей, не включая легкий коммерческий транспорт), а по пессимистичным – падение будет в районе 8% (2,3 млн автомобилей).

2. Объем иностранных автомобилей, производимых на территории России, будет увеличиваться, а доля машин российского производства – падать.

3. Иностранные компании будут расширять локализацию своих производств, в частности, за счет строительства заводов по изготовлению автокомпонентов.

4. Вступление России в ВТО не повлияет на уменьшение внутреннего производства и увеличение импорта новых автомобилей.

Николай Назайкинский