branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

На автомобиле в Евросоюз: бюджетное решение

В новогодние каникулы большинство москвичей либо остаются дома, либо отправляются в теплые страны – желание в разгар зимы вполне логичное. Но что, если в праздничные дни хочется увидеть Европу и при этом максимально сэкономить? Подробности в блоге Артема Соларева, который отправился в Литву...

В новогодние каникулы большинство москвичей либо остаются дома, радуясь внезапно опустевшему городу и отсутствию пробок, либо отправляются в теплые страны – желание в разгар зимы вполне логичное. Но что, если в праздничные дни хочется увидеть Европу, и при этом максимально сэкономить? Мы выбрали одну из самых дешевых стран ЕС – Литву. И очень удивились тому, что не увидели там ни одной машины с московскими номерами – это маленькое государство кажется ничем особо не примечательным лишь на первый взгляд и лишь тем, кто никогда в нем не был.




Ехать было решено на автомобиле: через Беларусь с краткой остановкой в Минске. В якобы «тоталитарном» государстве за последнее время ничего не изменилось: приветливые люди, дешевые и вкусные продукты, идеальные автобаны, практически полное отсутствие полицейских на трассах и в городах, простор и чистота. Если еще в декабре в белорусской столице зеленела травка и складывалось впечатление, что на улице – конец апреля, то в январе наконец повалил снег. Правда, в снегопад Минск не стоит в пробках как Москва. Нет и десятков мелких аварий на пустом месте. Возможно, потому, что по примеру скандинавских стран на дороги не льют скользкий реагент, а обходятся другими, более гуманными для автомобилей веществами, в том числе, песком?


Приятно удивило, что теперь проезд через всю территорию Беларуси по прежде платной трассе от русско-белорусской до белорусско-польской границы для граждан России и Казахстана стоит ровно... 0 рублей. Из неприятных сюрпризов: многие дороги в Минске далеки от идеала – заплатка на заплатке.


Путь от столицы Беларуси до столицы Литвы, Вильнюса, прост и краток: выезд на МКАД, далее – до поворота на трассу в Вильнюс и Гродно, проехав пункт весового контроля – на Ошмяны, рядом с которыми и находится таможня. Всего – 200 километров. Из которых лишь 50 по территории Литвы. Путь, увы, занял без малого четыре часа – два из них украла очередь на границе. Не сказать, что таможенники особо внимательно досматривали автомобиль, лишь слегка пожурили за тонировку.


К слову, тонировка передних стекол в Литве строжайше запрещена. И будьте готовы, что вас могут за это оштрафовать. Российские номера не спасут. Как нам сообщили, штраф составляет 100 лит, или 1200 рублей. Так это или нет, к счастью, проверить не удалось. Замечу также, что аналогичный сюрприз вас может поджидать и в Беларуси: здесь запрещена вообще вся тонировка, лишь на задних стеклах допускается заводская. Белорусские гаишники россиян останавливают редко, но если остановят и выпишут штраф за «черные» стекла, ругаться не стоит – это не «развод» и не превышение должностных полномочий. По местным законам за такое нарушение полагается заплатить «две базовых величины», или 70 тысяч белорусских рублей. В переводе на российские –280.


На границе впечатлило огромное количество древних Volkswagen Passat. Позже стало понятно, почему именно эти машины, и почему их так много. Стоимость литра 95-го в Литве стоит 60 рублей. В Беларуси – 22 рубля. А бак в старых «Пассатах» большой. В принципе, автомобильное топливо и сигареты (более 90 рублей за пачку обыкновенного Winston в Вильнюсе против 22 рублей в Минске) – единственное, что отличает Литву в худшую сторону от ее страны-соседки, не входящей в состав Евросоюза. Цены в магазинах могут изумить даже тех, кто привык к белорусской дешевизне. Потому что они еще ниже. Иногда – в разы. Всё, начиная от комплектов постельного белья, минуя чай, воду и продукты, заканчивая стоимостью обедов в ресторанах, расположенных в самом центре Вильнюса. Как пример: ужин на троих – 900 рублей. Бутылка родного Krombacher 0,5 литра – 24 рубля. Кстати, после 22:00 пиво в магазинах вы не купите. И на улицах пить его, конечно, нельзя. А также – курить во всех без исключения кафе и прочих подобных заведениях.


Но я отвлекся. Итак, граница пройдена. Мы в Литве. Дорога становится ощутимо хуже. Грязи – больше. Освещения и указателей нет в принципе. Странные ощущения. По идее, все должно быть наоборот. Качество асфальта в самом Вильнюсе – примерно такое же как в Минске. Далекое от идеала. Но при этом за подвеску бояться не стоит: никаких ям и открытых люков, только заплатки и небольшие неровности.


Столица Литвы безумно красива! Самая настоящая Европа. С многочисленными костелами, дорогами из брусчатки, старинными домами, узкими улочками. На машине здесь делать нечего – лучше оставить ее у гостиницы (еврономер в которой обошелся нам в 5 500 рублей за трое суток на двоих) и далее передвигаться пешком. По двум причинам. Абсолютное большинство стоянок и парковок – платные. И это понятно: если бы там была разрешена стихийная парковка, город встал бы в вечной пробке – строить новые дороги и расширять старые нет никакой возможности. Вторая причина: весь Вильнюс быстрым шагом можно пройти примерно за 4-5 часов. Но бежать не хочется. Ведь буквально каждый дом в центре просится на фото. Что касается окраин, то они не представляют собой ничего особенного: кирпичные «хрущевки» (правда, все в очень приличном состоянии), и кирпичные многоэтажки «поздне-советского» образца. И промзоны, в которых нет производств: по словам самих жителей Вильнюса, в городе нет ни одного завода, все были закрыты вскоре после обретения Литвой независимости.


Мы не хотели ограничиваться одной лишь столицей, были планы съездить в Каунас, и увидеть море, прокатившись в портовую Клайпеду. Но человек предполагает... И помимо Вильнюса удалось увидеть лишь расположенный от него в 40 км Тракай, знаменитый в первую очередь своим замком. Описывать его бесполезно: замок есть замок. Жаль, что мы попали туда уже после наступления темноты.


Что же в сухом остатке? Литва – маленькая, тихая, очень живописная страна, а в одном только крохотном (600 тысяч человек населения) Вильнюсе можно гулять целыми днями, постоянно открывая для себя что-то новое. На улицах совершенно спокойно даже ночью, местные по отношению к россиянам настроены дружелюбно, почти все говорят на литовском, но при этом знают и русский – так что никаких проблем с общением в магазинах, отелях, ресторанах и даже просто на улицах не будет. Ну а цены... Теперь понятно, почему литовцы ездят в Беларусь за бензином, а белорусы в Литву – на шопинг-туры. Мы обязательно туда вернемся. Ведь, побывав там, не влюбиться в эту страну невозможно.