branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Какими будут платные дороги в России

Строительство первой платной российской трассы Москва – Санкт-Петербург с участием французских экспертов уже успело обрасти скандалами, слухами и интригами. Чтобы пролить свет на сложившуюся ситуацию, нам пришлось отправиться во Францию. С подробностями в своем блоге Светлана Алеева...

Мы дружно ненавидим наши дороги и восторгаемся гладкостью заграничных автобанов. Французы проклинают Саркози и возмущаются высокими ценами на проезд по своим замечательным магистралям. Строительство первой платной российской трассы «Москва – Санкт-Петербург» с участием французских экспертов уже успело обрасти скандалами, слухами и интригами. С целью пролить свет на все вопросы мы отправились на французские дороги.




Дороги во Франции – хорошего качества. Но, по моему личному опыту, все же уступают прекрасным немецким (к слову, проезд по великолепным автобанам в Германии бесплатный). Максимально разрешенная скорость – 130 км/ч, на сложных участках – 110 км/ч. Перед пунктами оплаты дорога расширяется на несколько полос (у нас в таких местах обычно все наоборот сужается), а после проезда шлагбаумов снова сужается. После серьезной аварии в туннеле, соединяющем Италию и Францию, было принято решение строить двухтрубные туннели – чтобы потоки не пересекались, и это удорожило строительство.


Проезд по платным дорогам во Франции можно оплачивать с помощью банковской карты или наличных (при подъезде нужно обращать внимание, какие платежные средства в каком терминале принимаются). Можно приобрести абонемент telepeage: прикрепленный на машине датчик дистанционно открывает шлагбаум, позволяя проезжать без задержки, на скорости 30 км/ч. Владелец абонемента оплачивает проезд в конце месяца, также он получает уведомления о новых дорогах и тарифах.


Тариф зависит от габаритов транспортного средства, от времени суток, от количества проездов по дороге за месяц (при наличии абонемента). Удовольствие это недешевое. Для примера: доехать из Парижа в Ниццу по кратчайшему пути (а он практически всегда лежит через платные дороги) будет стоить около 70 евро. Альтернативные бесплатные пути, конечно, есть, как же без них в демократическом государстве. И вроде как на первый взгляд даже должны быть быстрее: по платной дороге – 933 км, по бесплатным – 891 км. Только время в пути по платной дороге составляет 8 часов, а по бесплатной – 14!


Как это получается? Испытано на себе. Бесплатные дороги уводят с удобной многополосной магистрали, спускаются в поля, извиваются через бесконечные деревни, где разрешенная скорость – не более 50 км/ч. Они прыгают по холмам, от чего уже через три часа начинает кружиться голова, вьются вокруг платной магистрали, то приближаясь, то отдаляясь, делая обидные крюки. В общем, альтернатива есть, но относительная.


Тем более что пользоваться авторутом (autoroute – фр.) удобно. По пути есть удобные зоны отдыха, где можно припарковать машину, сходить в туалет, перекусить – часто за столиками под деревьями, зайти в магазин и пополнить запасы. Табло информируют о трафике, погоде, ремонтных работах, есть даже собственное радио. На дорогах компании Vinci Autoroute есть программы объединения попутчиков и услуга «Шофер» и т.д.


Вдоль дороги через относительно небольшое расстояние установлены оранжевые телефоны для экстренной связи. Концессионеры, построившие магистраль, занимаются также устранением последствий аварий, обслуживанием дороги в зимнее время (французы, в отличие от, скажем, шведов, категорически не согласны ездить по занесенной снегом трассе). Норматив по очистке трассы от снега – 3 часа.


Аналогично будет работать трасса «Москва – Санкт-Петербург». Даже скоростной режим рассчитывают подстроить под французский: в России максимально разрешенная скорость движения по магистрали составляет 110 км/ч, а на новой трассе организаторы намерены добиваться разрешения увеличить скоростной лимит. Трасса проектируется с расчетом на 150 км/ч, а трудных участках – 120 км/ч. Правда, непонятно, на каком основании закон будет делать уступку именно этой дороге, вопрос еще на стадии обсуждения.


Главное преимущество французской организации строительства в том, что те же компании, что строят трассу, в дальнейшем несут ответственность и за ее эксплуатацию. По аналогичному принципу строится сейчас первая платная трасса, соединяющая две российские столицы. Впервые в России в основе лежит государственно-частное партнерство в форме концессионного соглашения, часть бюджетных расходов замещается за счет частных инвестиций. Два самых длинных участка строит государство, три оставшиеся – частники. Главное, чтобы разделенная на секторы по строительству дорога не повторила истории нынешней Ленинградки, часть которой принадлежит городу, а часть – Московской области. Вот и получилось, что расширенное на территории Москвы шоссе упирается в сужение в области.


Общая протяженность магистрали составит около 700 км. Строительство поделено на три участка (выезд из Москвы, обход Вышнего Волочка, въезд в Санкт-Петербург), головной – от 15-го до 58-го км – строит «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК). 50% СЗКК принадлежит компании Vinci Autoroute, европейскому лидеру по строительству платных дорог с богатым опытом, 50% – частный капитал от российских инвесторов.


Необходимость строительства этой дороги очевидна. Трасса «Москва – Санкт-Петербург» М-10 сегодня – самая загруженная в Российской Федерации. И даже не обязательно кататься из одной столицы в другую, чтобы в этом убедиться: ежедневные страдания достаются и москвичам, живущим в прилегающих районах, и тем, кто едет в/из аэропортов «Шереметьево». К слову, концепция дублера этой трассы была включена в генплан Москвы и Московской области еще в начале 1970-х гг.


Однако строительство дороги порождает множество протестов. Нужно договариваться с владельцами недвижимости, которых затронет новая магистраль. Много громких скандалов родилось вокруг Химкинского леса, и с экологами пока не удалось найти общий язык. Само собой, большинство недовольно тем, что за километры придется платить – с одной стороны, все хотят европейских автобанов, но мало кто готов по-европейски платить за проезд.


Схожие проблемы возникают и вокруг строительства французских дорог. Пример – строящийся авторут, соединяющий Лион и Бордо. Два загруженных города, те же сложности въезда, кольцевая дорога вокруг Лиона, экология – трасса пересекает виноградники Божоле (ср. – Химкинский лес) и лишает мест обитания летучих мышей, протесты местных жителей.


Как это будет решаться? На российской трассе планируется устанавливать шумозащитные экраны высотой 4-6 метров вдоль магистрали и лесонасаждения, очищать ливневые и талые воды, строить подземные перехоы для животных и водопропускных труб для земноводных, обслуживать дорогу в зимнее время. Так же, как во Франции, водители будут информированы о трафике, погоде, ремонте, будет налажена связь с операторами для сообщений о ДТП, патрулирование дороги каждые 6 часов. Само собой, площадки для отдыха по европейским стандартам, освещение, информационные пункты и т.д.


От МКАД до Шереметьево-1 будет 10 полос (давно наболело!), от Шереметьево до подъезда к Зеленограду – 8, дальше до примыкания к М-10 на 58-м км – 4. Полосы строятся с расчетом на дальнейшее расширение – как и во Франции.


На 43 км всего головного участка не будет одноуровневых пересечений со светофорами, а многоуровневые развязки планируется расположить не менее чем в 5 км друг от друга.


Строительство этого участка планируется завершить к 2014 году, а полностью трасса заработает в 2018 году. К окончанию строительства сегодняшняя трасса М10 E 105 «Россия» будет служить бесплатным дублером.


Ну и самое интересное – цена проезда. Пока окончательно ее определить не получается. Дорога разделена на пять участков, стоимость проезда по каждому может отличаться. Так, два самых больших участка, которые строит государство, обойдутся в 1 рубль за 1 км. Строители трех частных участков определяют цену сами. По предварительной информации, стоимость проезда по всей трассе составит 1500-1700 рублей, то есть чуть дешевле, чем по платным дорогам Франции.