Как устроена транспортная система Латвии и Литвы. Часть первая
Статьи 8 декабря 2011
Статьи 8 декабря 2011
Как устроена транспортная система Латвии и Литвы. Часть первая
Небольшие прибалтийские страны давно любимы нашими туристами. Какие дороги, как устроена транспортная система Латвии и Литвы – в блоге путешественника Генриха Вольфа...
Как устроена транспортная система Латвии и Литвы. Часть первая 

Ехать на день рождения в Латвию и Литву было решено еще в августе. Долго планировал даты отпуска и маршрут с точки зрения того, какие места хотелось бы посетить больше всего при первом знакомстве со странами. В итоге выбраны были Рига, Сигулда, Лиепая в Латвии и Паланга, Клайпеда, Вильнюс в Литве.


Для заказа номеров использован был сайт booking.com, для разработки маршрута - советы друзей, живущих непосредственно в планируемых для посещения странах, и карты Гугля. Летал родным UTair на смешных маленьких самолетиках: в Ригу на прекрасном как рассвет 50-местном CRJ-200, из Вильнюса - на не менее прекрасном и тоже мелком винтовом ATR-42.




Наконец, все треволнения позади, в пакетах из дьюти фри две бутылки отменного вина и виски Талискер, самолет приземлился. Аплодисментов пилоту я, правда, не понял: куда больше мне хотелось аплодировать по возвращении - так красиво и изящно посадил "птичку" пилот ATR-42.


Итак, мы вышли. Оценить аэропорт особо не успели - нас подхватил друг и повел к своему старому, но очень бойкому и ладному Опелю. Я успел только заметить нереальную чистоту на небольшой парковке, ряд прокатных машин жизнерадостного салатового цвета на выделенной для них полосе, и редкую (на взгляд москвича) безлюдность, несмотря на то, что прилетели мы не одни, вместе с нами садилось еще два самолета.


Дороги в Латвии продуманы, разметка сделана с умом. Я не сказал бы, что асфальт какого-то суперкачества, но в то же время все ухожено, нет колдобин, вовремя ставятся заплаты: латвийцы явно следят за состоянием дорог.


Когда на следующее утро мы пошли гулять, оказалось, что весь Старый город замощен разного размера камнем (чемодан наш очень протестовал, когда мы уезжали в Лиепаю, пришлось нести его в руке, чтобы сберечь колеса), парковки там разрешены, но стоят немало, в результате машин, как таковых, в Старом городе почти нет. Однако, немногим ранее проезд в историческую часть был и вовсе запрещен, открылся лишь недавно. Я считаю, что зря.


Рига - удивительный город. С одной стороны, там мало домов выше 5 этажей, преимущественно 2-3, с другой - невероятное количество рвущихся в небо безо всякой логики и порядка шпилей и крыш.



На улицах чисто, чисто даже в переходах вокзала (вокзал чем-то похож по своему строению на Курский, а разница именно в чистоте просто убивает, правда) и подземных переходах на вокзальной площади.


Интересно, что нищие там тоже есть, но живут они, похоже, исключительно засчет туристов, потому что местные жители им не подают.


Очень внятная система светофоров, переходов, подземных переходов, а вот подземных парковок, по ходу, практически нет, кроме как в крупных торговых центрах.


Хорошо развита система ОТ. Меня как ребенка порадовали местные новые трамваи с сенсорными дверями и практически полным самообслуживанием за исключением редкого контроля. Чтобы войти в трамвай, нужно нажать кнопку на боку у двери. Входишь - и направляешься к автомату с билетами, там же можно и просто приложить уже имеющийся билет к индентификатору.


Интересно, что зайцев я так и не увидел за время езды на ОТ. Полагаю, что они есть, но общий уровень пассажирской сознательности явно выше, чем у нас.




На набережной Даугавы (Рига стоит на Западной Двине) можно найти экскурсионные двухэтажные автобусы. Оплата на месте водителю - за часовую прогулку 10 лат для туристов и, кажется, 2,5 лата для рижан. Автобус следует по заранее определенному маршруту, пробок нет, поэтому нет и особых проблем с синхронным движению голосом диктора, рассказывающим о том, что встречается вам на пути. Мы, правда, чуть не умерли от смеха от музыки, которую выбрали для этого текста в качестве заполнения пауз )))


Машин не то что в сравнении с Москвой, а даже в сравнении с Сергиевым Посадом или с Калугой мало. Большинство студентов ездят на б/у средствах, немолодых, но очень ухоженных. Наибольшее предпочтение отдается немцам и французам, помимо этого я даже видел фиаты, сеаты и татру. Вообще, создается впечатление, что местные жители берут машину только когда им нужно ехать далеко, предпочитая передвигаться на велосипедах или пешком, что в принципе неудивительно - город не так уж велик.


А вот с железными дорогами в Латвии весьма так себе. Эта отрасль считается там упадочной и неперспективной. Электрички ходят редко, хотя и исправно. Только они маленькие - по 2-3 вагона - и очень комфортные. У нас электрички такого класса считаются скоростными поездами повышенной комфортности вроде Спутника.


В такой электричке мы двинулись в Сигулду на дневную экскурсию. И умудрились попасть в день, когда согласно акции туда же на экскурсию могли отправиться все желающие посетить Кримулдские и Турайдские замки. В результате цыгане шумною толпою толкали дружно паровоз было прицеплено аж 4 дополнительных вагона, и толпа была та еще, учитывая местых дачников )))


Сигулда - бодрый городок, где тренируются спортсмены, готовящиеся к Сочи 2014. Очень ухоженный и чистый.


Замки... Ну а что замки... Они сами за себя могут сказать.


От местности исходит дыхание древности.


И, кстати, еще один путь в русле реки - ранее по этому самому месту, где нынче дорога, туристские достопримечательности вроде пещеры Гетьмана и кемпинг, протекала широкая (от 1500 до 2000 м) и глубокая (до 80-100 м) река Гауя. Вот так великие водные пути становятся сухопутными. А Гауя нынче метров 30 шириной и метров 5 глубиной максимум.


В Латвии и Литве также существует прекрасно развитая система такси, работающая по единому тарифу. Впервые мы ею воспользовались после 3-часовой поездки до Лиепаи на уже другой электричке - экспрессе. Знаете, она напомнила мне мульт Миядзаки "Унесенные призраками", потому что и шла и прибыла определенно на станцию Дно болота )))


У Лиепаи свое, особенное очарование курортного городка на побережье, но в Хэллоуин она спала глубоким сном, отдыхая от толп туристов, от детских криков, от своего громкого имени музыкальной столицы страны. Население ее невелико - около восьмидесяти трех с половиной тысяч человек. Это третий по величине город Латвии. Чуете, да, куда я клоню, привыкши мерять человекоплотность миллионами? )


Движения там практически нет по осеннему времени, но прекрасно развит колесный ОТ, великое множество велосипедных дорожек, а к пешеходам относятся так же уважительно, как в Риге. Несмотря на то, что и в Москве водители постепенно привыкают пропускать не только на переходах, в Латвии с этим дела обстоят так, что в первое время долго тормозишь, пытаясь пропустить машину, а водитель столь же терпеливо ждет, пока у тебя пройдет столбняк.


Море Балтийское я увидел впервые, оно меня тут же радостно, хлюпая, засосало по лодыжки в мелкий и оттого очень неплотный песок у кромки воды. По счастью, ботинки это пережили, и мы смогли продолдить прогулку на мол, где полюбовались как в порт входят корабли и вдоволь нанюхались соленого ветра. Даже обгореть успели.


Поскольку у меня сразу же по прибытии в Лиепаю еще ночью разыгралась акклиматизация, особо много не ходили, Хэллоуин отметили тихо в подвале, где находилась кухня отеля вместе со столовой, а к вечеру следующего дня отправились покорять местный транспорт, который должен был доставить нас в соседнюю страну: автобус.


Продолжение рассказа следует.

Комментарии