Autonews
Статьи

Гарантийный ремонт у «неофициалов»: что нужно знать автовладельцу

Федеральная антимонопольная служба хочет уравнять в правах официальных и неофициальных дилеров. Однако председатель совета директоров PSB Consulting Group Олег Мосеев считает, что у такого решения есть много подводных камней...
Гарантийный ремонт у «неофициалов»: что нужно знать автовладельцу
Гарантийный ремонт у «неофициалов»: что нужно знать автовладельцу

В течение последних недель автолюбители активно обсуждают предложение ФАС России о разделении рынка продаж и послепродажного обслуживания автомобилей.


Многим кажется, что если эта инициатива будет воплощена в жизнь, то у потребителя появится выбор: обслуживать ли свой гарантийный автомобиль в сетях официальных дилеров или отправиться на ТО и ремонт в неавторизованный сервисный центр. Кажется, что новый механизм снимет злящее многих ограничение на ремонт вне дилерского центра, даст возможность выбрать оператора сервиса, наконец, позволит сэкономить на обслуживании автомобиля. И все же, на мой взгляд, у потенциального новшества есть очень много подводных камней. О них и хочу рассказать сегодня.




Представим, что решение об открытии рынка гарантийного обслуживания уже принято.


Миф о дешевизне услуг будет развеян сразу же, как только автовладелец приедет в альтернативную дилерскому сервису мастерскую. Дело в том, что для проведения работ по той или иной марке производителем будут заданы строгие стандарты – по закупке оборудования, запчастей, материалам, квалификации персонала и т.д. И если эти требования будут такими же высокими, как сегодня к официальным дилерам, то, прежде чем начать обслуживание марки, независимому сервису придется провести серьезную модернизацию, закупить рекомендованное оборудование и товары, набрать персонал совсем другой квалификации или обучить существующий. Уверен, что все это незамедлительно скажется на стоимости услуг. Сегодня разница в цене как раз и объясняется тем, что вложения в бизнес у дилеров в сотни раз больше. При новых условиях цены выровняются.


Я уверен, что далеко не всех владельцев действующих мастерских прельстит возможность расширить поле своей деятельности за счет гарантийного обслуживания. И вопрос не только в необходимости проводить миллионные инвестиции. Их бизнес сразу окажется под контролем - и со стороны автопроизводителей, и со стороны государства в лице того же ФАС и других контролирующих органов.


Кстати, ни для кого не секрет, что сегодня независимые сервисы в большинстве своем работают вне правового поля, и прежде всего, с точки зрения уплаты налогов. Сомневаюсь, что они смогут остаться в этом «налоговом раю» в том случае, если получат доступ к рынку гарантийного обслуживания. Внимание к их бизнесу возрастет в разы. И это второй фактор, почему цены на обслуживание у альтернативных сервисов гарантированно вырастут. Одни только налоги, связанные с персоналам, приведут к удорожаю услуг как минимум на треть.


Но и это не самое важное. Принципиальная проблема кроется в вопросе ответственности за качество и соблюдение сроков гарантийного ремонта. Сегодня эта ответственность лежит на официальном дилере – стороне, которая продала автомобиль и ведет его обслуживании. Кто теперь будет отвечать перед потребителем? Кто будет нести расходы в случае возникновения судебных исков потребителей? Наконец, кто будет заниматься заменой автомобиля, если в этом появится необходимость? Согласитесь, ответственность дилера в том случае если потребитель выбрал для обслуживания альтернативную мастерскую, как минимум странна. Необходимы изменения в закон «О защите прав потребителей», которые строго разделят ответственность лица, продавшего товар, и лица, проводящего его обслуживание.


При этом я уверен, что число проблем и исков от владельцев гарантийных автомобилей вырастет значительно. Потому что поручиться за качество работ в сервисных мастерских никто не может. Интересно, что в октябре на конференции «Авторитейл в России» Борис Ласкин, исполнительный директор Национальной ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств (НАПТО), признался, что только 3% независимых сервисов обеспечивают должный уровень работ и соответствуют требованиям, которые предъявляет рынок к предприятиям этого направления. А если ваш автомобиль попадет в мастерскую, которая входит в оставшиеся 97%?! Даже при условии проведенных инвестиций, как по мановению волшебной палочки феи, средненький сервис не превратится в одночасье в суперпрофессиональный.