branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Автопром готовится к новому кризису

Ухудшение экономической обстановки в зоне евро может вызвать новую волну кризиса, который неизбежно скажется на автомобильном рынке Европы. Слабый рост в отрасли может сохраниться лишь за счет премиальных марок...
Автомобильный рынок Европы снова ждут тяжелые времена. В этом мнении сошлись все главы компаний, принимающих участие во Франкфуртском автосалоне, который может стать последним крупным европейским автомобильным мероприятием перед новой волной рецессии. Греческий долговой кризис и общая слабость экономики еврозоны, восстанавливающейся после событий 2008 года медленно и неравномерно, неизбежно приведут к снижению спроса на автомобили.

«Европа переживает период слабого роста или даже рецессии», – признал в беседе с журналистами в кулуарах автошоу главный исполнительный директор PSA Peugeot Citroen Филипп Варен. «Мировой авторынок в 2012 году составит порядка 64 миллионов автомобилей, а не 66 миллионов, как прогнозировалось раньше», – вторит ему глава Volkswagen Мартин Винтеркорн. А руководитель Fiat и Chrysler Серджио Маркионне считает, что спад будет заметен уже по итогам 2011 года.

Действительно, хотя в абсолютных цифрах продажи автомобилей в Европе продолжают расти (к примеру, в августе – на 7,5%), многие автопроизводители уже столкнулись с первыми убытками. Так, Fiat отчитался о сокращении доли на европейском рынке до 7,2% с 8,1% годом ранее, а продажи в первом полугодии 2011 года сократились на 13%. На этом фоне рыночная стоимость акций итальянского концерна упала на 46%. Рыночная стоимость Peugeot сократилась на 41% – до 3,9 млрд евро. Opel закончил первый квартал этого года с убытками в размере 390 млн долларов, и даже 108-миллионная прибыль во втором квартале не смогла их покрыть. Пока сохраняет прибыльность Ford, заработавший в Европе 176 млн долларов за апрель-июнь этого года, но этот показатель на 45% ниже итогов II квартала 2010 года, а продажи в регионе сократились на 2,2%. А кумулятивные убытки General Motors от европейских операций с 1999 года достигли рекордных 14,5 млрд долларов.

В этих обстоятельствах компании идут на решительные шаги, чтобы снизить затраты. Так, Fiat заявил о переносе запуска целого ряда новых моделей на более поздние сроки и отменил несколько проектов, включая кроссовер на платформе Jeep Liberty. Ford сокращает производство на своем заводе в Саарлуисе (Германия) из-за падения спроса на Focus и Kuga, в основном в странах Южной Европы. В августе рабочие были отправлены в двухдневный отпуск, а до конца года конвейер планируется останавливать еще семь раз. Еще более радикально настроен Peugeot Citroen, который намерен закрыть целый завод, расположенный в местечке Ольне-сю-Буа под Парижем и выпускающий порядка 200 000 Citroen C3 в год. После этого на улице окажутся 3600 рабочих, но CEO компании Филипп Варен уверен, что снижение затрат невозможно без сокращения рабочих мест.

Тем не менее, несмотря на сгущающиеся над сегментом бюджетных автомобилей тучи, аналитики прогнозируют, что 2011-й и, возможно, даже 2012 годы не станут такими же катастрофическими, как 2008-й и 2009-й. Локомотивом рынка станут люксовые марки, клиентура которых гораздо меньше подвержена влиянию финансовых кризисов. Так, Ferrari планирует поставить в этом году исторический рекорд, продав более 7000 машин; никакого замедления спроса, по словам CEO Торстена Мюллера-Отвоса, не замечает и Rolls-Royce. На Франкфуртском автосалоне к его прогнозам присоединились руководители немецкой премиальной тройки – Daimler, Audi и BMW.

«Глобальные автопроизводители в настоящий момент гораздо лучше готовы к кризису, чем в 2008 году, – прокомментировал ситуацию аналитик Credit Suisse Дэвид Арнольд. – Большая сбалансированность активов позволит им избежать дефицита ликвидности даже при самом худшем сценарии, и новых банкротств мы не прогнозируем. Как и три года назад, спасение мирового автопрома придет из развивающихся стран».