В Росавтодоре пообещали: одна из извечных российских бед в скором времени должна превратиться в дурное воспоминание. Уже через пять лет все дороги в нашей стране должны быть отремонтированы. Таковых на сегодняшний день – лишь 39%.
По словам главы Федерального дорожного агентства Анатолия Чабунина, ежегодно в нашей стране будут ремонтироваться 9-10 тысяч километров дорог. Это станет возможным благодаря переходу на финансирование по новым нормативам. Сроки известны: в общероссийском масштабе это произойдет в 2014 году, а в некоторых регионах – на два года раньше.
А пока дорожники жалуются на недостаток денег. Начальник управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора Игорь Астахов отметил, что в текущем году Минфин выделил на ремонт и содержание дорог 88 миллиардов рублей. Этой суммы явно недостаточно, считает эксперт. По его мнению, за ее счет можно выполнить лишь 49% от всех необходимых работ. Астахов подчеркнул, что на капремонт дорог выделено только 18 процентов от заявленной дорожниками суммы. С текущим ремонтом и содержанием трасс дела обстоят намного лучше – тут финансирование обеспечено в пределах 80% и 85% соответственно.
В самом Минфине уверяют, что не пройдет и двух лет, как Росавтодору будет не на что жаловаться: к 2014 году финансирование будет выполняться в размере 100 процентов. А годом ранее – в размере 81 процента. На фоне сегодняшних финансовых показателей такая перспектива кажется сказочной. Однако распоряжение о том, чтобы в России наконец-то появились нормальные дороги и в достаточном количестве, было спущено с самого верха – и пути назад у дорожников теперь нет. Вопрос в другом: как именно предполагается ремонтировать упомянутые выше 9-10 тысяч километров российских трасс? При помощи заплаток, укладывая асфальт в нарушение всех правил и нормативов, так чтобы через год дорога вновь превратилась в направление? В ближайшие годы мы узнаем ответ. Если верить Росавтодору, существующие трассы станут годными для комфортного передвижения через пять лет, а через девять, если верить правительству, в придачу к ним моторизированные россияне получат еще 18 тысяч километров современных дорог.
В предвыборный год напасть под названием «большое российское бездорожье» взялся искоренить лично Владимир Путин . В ходе майского выступления на дорожном совещании в Твери премьер посетовал, что «плохое состояние дорог является объективным ограничителем роста экономики России, отражается негативным образом на безопасности, экологии». Глава Белого дома уверен: «Нужен здесь настоящий, качественный прорыв: не просто отдельные крупные проекты, а планомерное развитие и кардинальное обновление дорожной сети страны, причем по всей территории – и федеральных трасс, и региональных, и сельских, и внутригородских дорог».
По словам Владимира Путина, в 2011-м финансирование будет увеличено на 40% по отношению к минувшему году. В результате строительство дорог обойдется казне в 700 миллионов рублей. «Ресурсы позволяют в течение 5-10 лет кардинально изменить ситуацию. Только в рамках федеральных проектов до 2020 года должны построить 18 тысяч километров дорог», – пообещал премьер.
При этом Владимир Путин выразил обеспокоенность тем, что цены на километр новых дорог зачастую берутся «с потолка». «Мы должны сделать все, чтобы цены за один километр дороги не брались с потолка, а качество приближалось к лучшим мировым стандартам. Выбирая подрядчиков, мы должны ориентироваться не только на цены, но и на их репутацию на рынке, на технологии», – подчеркнул глава правительства. В ближайшее время должен вступить в силу новый стандарт, согласно которому прокладка одного километра трассы будет стоить 10 миллионов рублей.
В правительстве также надеются искоренить давнюю российскую традицию укладки заведомо плохого асфальта, перейдя на «контракты жизненного цикла». Это значит, что если дорога рассчитана на 10-30 лет эксплуатации без «капремонта», то подрядчик не только строит, но и отвечает за ее ремонт в течение всего времени. «Это должно искоренить психологию временщиков при дорожном строительстве, потому что в таком случае самим компаниям будет выгодно строить добротно и долговечно, чтобы меньше потом денег тратить на содержание», – отметил Владимир Путин.
Власти приняли решение о создании двух дорожных фондов: регионального и федерального. Цифры озвучил сам премьер: «Федеральный дорожный фонд составит примерно 4,5 триллиона рублей, из них 2,7 триллиона – на строительство и реконструкцию дорог, а 1,8 триллиона рублей – на ремонт и содержание дорог. Объем средств региональных дорожных фондов оценивается приблизительно в 3,9 триллиона рублей». Отметим, что с 2002-го по 2010 год на строительство и содержание дорог из «кубышки» пришлось вынуть сумму значительно меньшую: 2,7 триллиона рублей. А в 2009 году дорожное строительство в России практически не развивалось: на эти цели правительство направляло 1,5% от ВВП. Для сравнения, власти Китая тратят на эти же цели 3,5% от ВВП. На сегодняшний день наша страна занимает «почетное» 124-е место в мире по качеству дорожного полотна. И эксперты сомневаются, что в ближайшую «десятилетку» Россию ждет настоящий «асфальтовый бум», склоняясь к тому, что заявление о двукратном увеличении дорожного строительства – не более чем часть предвыборной кампании.
К слову, в июне выяснилось, что никто точно не знает, сколько же на самом деле в России дорог. Согласно данным, содержащимся в реестре Росимущества, в стране – более 411 тысяч километров дорог общего пользования, а площадь земли, закатанной в асфальт, равна 134 миллионам квадратных метров. Цифры кажутся вполне реальными. Однако в Росавтодоре посчитали по-другому. В буквальном смысле: 50 тысяч километров против 411 тысяч, но при этом, что любопытно, целые 1,9 миллиарда кв. метров дорог и прилегающих земельных участков. Так что, помимо куда-то девшихся 360 тыс. км дорог, возникает вопрос и о том, что же дороги у Росавтодора такие широкие.
Именно Федеральное дорожное ведомство занимается учетом всех автомобильных дорог в России, в то время как Росимущество – учетом федерального имущества (к которому относятся и дороги федерального значения).
В Генпрокуратуре удивились. И провели проверку. После чего и выяснилось, что данные двух ведомств сильно расходятся. Стало также известно, что Росавтодор далеко не всегда проводил обязательную госрегистрацию собственности на автодороги. А это явное и грубое нарушение существующих законов. О том, чем грозит публикация таких «официальных» данных, говорить не приходится. «Выявленные нарушения способствуют посягательствам третьих лиц на объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, что не только нарушает право собственности Российской Федерации, но ставит под угрозу обеспечение транспортной безопасности», – заявили в Генпрокуратуре. Четкого ответа на вопрос, сколько в нашей стране дорог, не существует до сих пор.
Александр Кузьмин
По словам главы Федерального дорожного агентства Анатолия Чабунина, ежегодно в нашей стране будут ремонтироваться 9-10 тысяч километров дорог. Это станет возможным благодаря переходу на финансирование по новым нормативам. Сроки известны: в общероссийском масштабе это произойдет в 2014 году, а в некоторых регионах – на два года раньше.
А пока дорожники жалуются на недостаток денег. Начальник управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Росавтодора Игорь Астахов отметил, что в текущем году Минфин выделил на ремонт и содержание дорог 88 миллиардов рублей. Этой суммы явно недостаточно, считает эксперт. По его мнению, за ее счет можно выполнить лишь 49% от всех необходимых работ. Астахов подчеркнул, что на капремонт дорог выделено только 18 процентов от заявленной дорожниками суммы. С текущим ремонтом и содержанием трасс дела обстоят намного лучше – тут финансирование обеспечено в пределах 80% и 85% соответственно.
В самом Минфине уверяют, что не пройдет и двух лет, как Росавтодору будет не на что жаловаться: к 2014 году финансирование будет выполняться в размере 100 процентов. А годом ранее – в размере 81 процента. На фоне сегодняшних финансовых показателей такая перспектива кажется сказочной. Однако распоряжение о том, чтобы в России наконец-то появились нормальные дороги и в достаточном количестве, было спущено с самого верха – и пути назад у дорожников теперь нет. Вопрос в другом: как именно предполагается ремонтировать упомянутые выше 9-10 тысяч километров российских трасс? При помощи заплаток, укладывая асфальт в нарушение всех правил и нормативов, так чтобы через год дорога вновь превратилась в направление? В ближайшие годы мы узнаем ответ. Если верить Росавтодору, существующие трассы станут годными для комфортного передвижения через пять лет, а через девять, если верить правительству, в придачу к ним моторизированные россияне получат еще 18 тысяч километров современных дорог.
В предвыборный год напасть под названием «большое российское бездорожье» взялся искоренить лично Владимир Путин . В ходе майского выступления на дорожном совещании в Твери премьер посетовал, что «плохое состояние дорог является объективным ограничителем роста экономики России, отражается негативным образом на безопасности, экологии». Глава Белого дома уверен: «Нужен здесь настоящий, качественный прорыв: не просто отдельные крупные проекты, а планомерное развитие и кардинальное обновление дорожной сети страны, причем по всей территории – и федеральных трасс, и региональных, и сельских, и внутригородских дорог».
По словам Владимира Путина, в 2011-м финансирование будет увеличено на 40% по отношению к минувшему году. В результате строительство дорог обойдется казне в 700 миллионов рублей. «Ресурсы позволяют в течение 5-10 лет кардинально изменить ситуацию. Только в рамках федеральных проектов до 2020 года должны построить 18 тысяч километров дорог», – пообещал премьер.
При этом Владимир Путин выразил обеспокоенность тем, что цены на километр новых дорог зачастую берутся «с потолка». «Мы должны сделать все, чтобы цены за один километр дороги не брались с потолка, а качество приближалось к лучшим мировым стандартам. Выбирая подрядчиков, мы должны ориентироваться не только на цены, но и на их репутацию на рынке, на технологии», – подчеркнул глава правительства. В ближайшее время должен вступить в силу новый стандарт, согласно которому прокладка одного километра трассы будет стоить 10 миллионов рублей.
В правительстве также надеются искоренить давнюю российскую традицию укладки заведомо плохого асфальта, перейдя на «контракты жизненного цикла». Это значит, что если дорога рассчитана на 10-30 лет эксплуатации без «капремонта», то подрядчик не только строит, но и отвечает за ее ремонт в течение всего времени. «Это должно искоренить психологию временщиков при дорожном строительстве, потому что в таком случае самим компаниям будет выгодно строить добротно и долговечно, чтобы меньше потом денег тратить на содержание», – отметил Владимир Путин.
Власти приняли решение о создании двух дорожных фондов: регионального и федерального. Цифры озвучил сам премьер: «Федеральный дорожный фонд составит примерно 4,5 триллиона рублей, из них 2,7 триллиона – на строительство и реконструкцию дорог, а 1,8 триллиона рублей – на ремонт и содержание дорог. Объем средств региональных дорожных фондов оценивается приблизительно в 3,9 триллиона рублей». Отметим, что с 2002-го по 2010 год на строительство и содержание дорог из «кубышки» пришлось вынуть сумму значительно меньшую: 2,7 триллиона рублей. А в 2009 году дорожное строительство в России практически не развивалось: на эти цели правительство направляло 1,5% от ВВП. Для сравнения, власти Китая тратят на эти же цели 3,5% от ВВП. На сегодняшний день наша страна занимает «почетное» 124-е место в мире по качеству дорожного полотна. И эксперты сомневаются, что в ближайшую «десятилетку» Россию ждет настоящий «асфальтовый бум», склоняясь к тому, что заявление о двукратном увеличении дорожного строительства – не более чем часть предвыборной кампании.
К слову, в июне выяснилось, что никто точно не знает, сколько же на самом деле в России дорог. Согласно данным, содержащимся в реестре Росимущества, в стране – более 411 тысяч километров дорог общего пользования, а площадь земли, закатанной в асфальт, равна 134 миллионам квадратных метров. Цифры кажутся вполне реальными. Однако в Росавтодоре посчитали по-другому. В буквальном смысле: 50 тысяч километров против 411 тысяч, но при этом, что любопытно, целые 1,9 миллиарда кв. метров дорог и прилегающих земельных участков. Так что, помимо куда-то девшихся 360 тыс. км дорог, возникает вопрос и о том, что же дороги у Росавтодора такие широкие.
Именно Федеральное дорожное ведомство занимается учетом всех автомобильных дорог в России, в то время как Росимущество – учетом федерального имущества (к которому относятся и дороги федерального значения).
В Генпрокуратуре удивились. И провели проверку. После чего и выяснилось, что данные двух ведомств сильно расходятся. Стало также известно, что Росавтодор далеко не всегда проводил обязательную госрегистрацию собственности на автодороги. А это явное и грубое нарушение существующих законов. О том, чем грозит публикация таких «официальных» данных, говорить не приходится. «Выявленные нарушения способствуют посягательствам третьих лиц на объекты транспортной инфраструктуры федерального значения, что не только нарушает право собственности Российской Федерации, но ставит под угрозу обеспечение транспортной безопасности», – заявили в Генпрокуратуре. Четкого ответа на вопрос, сколько в нашей стране дорог, не существует до сих пор.
Александр Кузьмин