branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Победить рост цен на бензин не удастся

Представитель антимонопольного ведомства заверил автомобилистов в том, что бензинового кризиса больше не будет – топлива хватит не только на осень, но и на ближайшие годы. Вот только цены на него продолжат расти...
Второго этапа топливной катастрофы, ударившей по автомобилистам этой весной, не будет. Нефтяные компании производят достаточное количество бензина, и его хватит не только на грядущую осень, но и на более отдаленную перспективу. Такого мнения придерживается заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. Но цены на автомобильное топливо продолжат расти.

О том, что нового кризиса не будет, Анатолий Голомолзин заявил на пресс-конференции в РБК. «Дефицита бензина в РФ не ожидается. Бензина хватит не только на осень, но и всю обозримую перспективу», – уверен чиновник. Что касается цен, то здесь Голомолзин не столь оптимистичен. По его мнению, они будут расти. Однако это процесс естественный, считает замруководителя ФАС, к тому же ожидать резких скачков не стоит: «Совокупность механизмов позволяет нам рассчитывать, что цены могут находиться в пределах уровня инфляции».

К слову, именно вчера свой прогноз относительно инфляции по итогам 2011 года дали чиновники и банкиры: в Минэкономразвития прогнозируют уровень 6,5-7,5%, а в Банке России – 7 процентов. С начала года она составила 5%. Что касается бензина, то весной его стоимость в некоторых регионах страны выросла почти вдвое . Остается лишь надеяться, что в ФАС дали верный прогноз – и относительно возможного дефицита топлива, и относительно роста цен на него.

О конкретных цифрах в ходе пресс-конференции Анатолий Голомолзин говорить не стал. Отвечая на вопрос о справедливой цене на бензин, он отметил: «К сожалению, количественного значения назвать нельзя, потому что уровень цен зависит от совокупности постоянно меняющихся факторов. В частности, речь идет о динамике цен на внешнем рынке. Скажем, за последнее время цены изменились примерно на 30% – от 90 буквально до 120 долларов за баррель».

Что любопытно, некоторые представители нефтяной отрасли ранее дали намного более ясный ответ. «Если мы говорим, что сегодня булка стоит 20 рублей, то бензин не может стоить дороже. Я считаю, что справедливая цена на бензин у нас могла бы быть примерно 15 рублей. Ведь заводская цена 10 рублей. А мы сегодня продаем литр 95-го за 30 рублей», – рассказал глава Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль в открытом письме, которое было опубликовано в «Российской газете» 12 июля.

Анатолий Голомолзин не оставил без внимания многочисленные факты нарушения законодательства со стороны нефтяников. По словам представителя ФАС, «за период с конца декабря прошлого года по первую половину этого года возбуждено 72 дела о нарушениях антимонопольного законодательства». «Речь идет о разных типах нарушений, в частности о злоупотреблении доминирующим положением на рынке, а также в ряде случаев речь идет о картельных сговорах. В субъектах Федерации примерно одна треть нарушений, которые нами рассматриваются, касаются картельных сговоров, две трети касаются злоупотреблений доминирующим положением на рынке», – уточнил Голомолзин.

Интересно, что как раз накануне пресс-конференции стало известно, что одна из крупнейших нефтяных компаний сама пришла в ФАС с повинной. В ЛУКОЙЛе признались: они устанавливали монопольно высокие цены на бензин. Нефтяники обещают устранить нарушения без чьей-либо посторонней помощи – в том числе и со стороны антимонопольщиков. Характерно, что другие нарушители в лице «Роснефти», которым предъявлено аналогичное обвинение, что-либо делать по собственной воле не спешат. Вполне возможно, что нефтяников ждет новая волна штрафов. Однако им не привыкать и, похоже, на фоне сверхприбылей штрафные санкции руководство нефтяных гигантов совершенно не пугают.

Александр Кузьмин