branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Как бороться с бесправием автодилеров

Любой дилер очень зависим от своего автопроизводителя. Чтобы работать с маркой, он должен строго выполнять многочисленные требования. У кого-то они жестче, у кого-то – мягче, но, как отмечает в блоге на AutoNews.ru президент ассоциации РОАД Андрей Петренко, это в любом случае приказы...

Все знают, что любой официальный дилер очень зависим от своего автопроизводителя в лице представительства. Чтобы работать с маркой, он должен соблюдать массу формальностей и строго выполнять многочисленные требования – начиная от выбора локации, построения и оснащения центра и заканчивая утверждением каждой рекламной кампании по конкретной марке. У кого-то требования жестче, у кого-то – мягче, но они в любом случае как приказы, которые нужно выполнять, если не хочешь расстаться со своим статусом.




При этом, соглашаясь с условиями производителя (которые иногда идут вразрез с возможностями бизнеса, а порой противоречат и здравому смыслу – дилерские «дворцы» эпохи 2006-2008 годов тому подтверждение), никто не застрахован от того, что автоконцерн вдруг без объяснения причин, в одностороннем порядке, не разорвет с ним договор. Автодилер только закончил строительство и начал продавать машины, до точки безубыточности еще далеко, а производитель больше не намерен работать с ним. В такую ситуацию может попасть любой участник рынка. И что делать владельцу весьма специфического здания, о котором еще недавно с гордостью говорил: «Это самый крупный в Восточной Европе дилерский центр марки»? Куда девать запасные части или закупленные по рекомендации производителя оборудование, средства идентификации и прочее? Эти вопросы повисали в воздухе и до кризиса, и в кризис, и сейчас. Кажется странным, но в большинстве своем дилерский контракт подписывается сроком всего на один год.


Конечно, не все производители безучастны к судьбе дилеров, и в сложные времена многие из них очень поддержали свои сети и сейчас дорожат своими партнерами... Но, тем менее, реальность такова, что дилерские контракты – основной документ, регламентирующий условия сотрудничества, – в большинстве своем никак не защищают права автодилеров.


Это, кстати, относится и к другим аспектам деятельности. Автодилеру чаще всего приходится в одиночку решать проблемы, касающиеся соблюдения прав потребителей: к примеру, где-то на этапе поставки автомобиль бы поврежден или клиент после покупки обнаружил скрытый брак. Вины продавца и в первом, и во втором случае нет, но ответ на вопрос, чьей головной болью это станет, очевиден. А все потому, что консолидированная ответственность дилера и автопроизводителя перед покупателем нигде и никак не отражена. И тут приходится только надеяться на помощь импортера и торжество здравого смысла.


Отстоять права авторитейлер сможет только в том случае, если в дилерском контракте будут учтены и его интересы, а также четко определены зоны ответственности партнеров. Конечно, представить ситуацию, при которой среднестатистический дилер придет к своему импортеру и потребует изменить условия сотрудничества, практически невозможно. А вот ассоциации дилеров это вполне под силу. И сейчас рабочая группа РОАД под руководством Алексея Лещенко, председателя совета директоров ГК «Модус», готовит материалы для такого рода обращения к автопроизводителям (пользуясь случаем, призываю коллег связываться с Алексеем и сообщать о собственном опыте – положительном или горьком – в отстаивании своих прав). В этой работе РОАД планирует заручиться поддержкой Ассоциации европейского бизнеса и российской Торгово-промышленной палаты (АЕБ активно сотрудничает с автоконцернами и имеет солидный вес в секторе, ТПП уже оказывала дилерам содействие в урегулировании вопросов с производителями). Не сомневаюсь, что в числе первых официальный запрос РОАД получат корейские автопроизводители, с которыми, как показывает опыт, спорные вопросы дилерам решать особо трудно.


В случае настроя автопроизводителя на конструктивный диалог, все рабочие моменты по корректировке контрактов будут решаться на уровне юристов РОАД, автодилеров и представительств.


В принципе работа по защите инвестиций дилеров – задача из разряда поддающихся решению. И положительные примеры такого рода уже есть. Ассоциация дилеров Renault, которую я возглавлял до того, как стать президентом РОАД, смогла добиться от своего представительства расширения прав дилеров. В частности, срок действия дилерского контракта был увеличен до двух лет (с возможностью в перспективе довести его до 3 лет), есть предварительные договоренности о выкупе запасных частей, сняты отдельные вопросы ответственности перед покупателем и т.д. Сильная и достаточно сплоченная марочная ассоциация смогла снять остроту общей проблемы, и в итоге в выигрыше оказались не только дилеры, но и само представительство, получившее лояльность дилерской сети.


Уверен, что вопросы защиты дилеров можно решить и на уровне других марок. И здесь РОАД очень рассчитывает на помощь и участие самих дилеров. Ждать, что проблема решится сама, бесполезно, а бездействовать и роптать при этом на собственное бесправие – путь в никуда. Точнее, известно куда – так и будем строить автоцентры площадью 5 тыс. кв метров в городе с населением в 300 тысяч, а потом переоборудовать их в колхозные рынки. Или продавать за бесценок оригинальные запчасти, ставшие бесполезными после того, как компанию вдруг лишили дилерства.


Еще раз призываю коллег к активности. РОАД очень интересен ваш опыт, и мы надеемся на вашу поддержку.