branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Дневник штурмана: Ростов – Великий и Ужасный

«Раллистов не принимаем, у нас вообще художники живут. Номеров нет, до свидания». С этого приятного разговора для обозревателя и блогера AutoNews.ru Светланы Алеевой началось ралли «Ростов Великий». Гонка оказалась сложной – десятки мятых машин...
Дневник штурмана: Ростов – Великий и Ужасный
Дневник штурмана: Ростов – Великий и Ужасный

-Да, на 22-24 июля. Есть свободные номера?
-Есть, конечно. Сколько человек?
-Пять человек.
-Пять человек... Вы что, раллисты?
-Да!
-Раллистов не принимаем, у нас вообще художники живут. Номеров нет, до свидания.


С этого приятного телефонного разговора с гостиницей началось для нас ралли «Ростов Великий», XIV этап Кубка России. К счастью, в следующем потенциальном пристанище у нас не стали выяснять этот вопрос, так что врать не пришлось – забронировать номера-таки удалось.


В этот раз мы экипированы по полной. Больную техничку, которая в поездке на Псков всю дорогу пробивала колеса и глохла (особенно было весело, когда это происходило во время обгонов), заменили на пикап Mitsubishi L200, под завязку забитый инструментами. Opel «Шершавчик» Astra GSi, который до постройки боевого автомобиля служит нам и тренировочным, и прописным, и собственно боевым, гордо посматривает на поток с высоты прицепа. Экипаж и группа поддержки плавно катятся на гражданской машине: с кондиционером и – о счастье! – музыкой. Ростов Великий от Москвы отдаляют всего 200 км, так что выезжаем на Ярославку в пятницу в полдень, наконец-то от души выспавшись. В субботу – ознакомление, в воскресенье – гонка.





Ростовский Кремль прекрасен. Правда, не совсем понятно, почему часть стены и соборов раскрашены белой краской, а часть – сливочно-розовой, но его архитектурное великолепие даже под колористическими небрежностями не скрыть. В этот раз все было компактно: штаб ралли находился недалеко от старта на Рыночной площади, да и поселились мы поблизости, в трех минутах ходьбы. Жаль только, озеро Неро, предоставленное в распоряжение небольшого городка, настолько загрязнено, что о желании искупаться пришлось забыть.



На заднем дворе нашей гостиницы есть отличная площадка, на которой сушится постельное белье и можно за 100 рублей в сутки поставить машину. Когда в ворота заезжает техничка с прицепом, глаза администратора расширяются до масштабов анимэ.



-Вы что, раллисты? Мы вообще не очень-то... У нас к раллистам отношение особое – гуляют, буянят. И машин-то у вас три!


Доплачиваем еще 200 рублей – по справедливости. Отправляемся в штаб, где, как опытные и матерые, сдаем необходимые документы и получаем пакет с дорожной книгой, списком изменений к регламенту и комплектом наклеек на автомобили – ознакомительный, боевой, сервисный и машины сопровождения.



Нам известно, что ростовский этап – это карьеры, пески и камни. Не самые, мягко скажем, подходящие условия для нашей практически стандартной машины с абсолютно стандартной подвеской. В штабе узнаем: количество ознакомительных заездов по допам сократили с трех до двух – «с целью сохранить трассу». Значит, дорога совсем плоха. Да и на время прописи карьеры никто не перекрывает – в них будут продолжать работать БелАЗы, о чем тоже заботливо сообщается в допрегламенте. Зато писать заявление на перенос техкома в этот раз не требуется – учитывая сокращенную программу ознакомления, мы спокойно успеваем показать прописной и по совместительству боевой автомобиль технической инспекции.


Леша Арнаутов, опытный штурман из второго экипажа GSi Rally, привез мне специальную штурманскую тетрадь – идеального формата и с разлиновкой. Записывать стенограмму в карьерах, которые выделили под трассу, - это кошмар. Дорожная книга изобилует маневрами, которых не существует в природе – нормальная дорога никогда не будет извиваться по такой изощренной логике. Одометр починили, но мне его не видно, а значит, чтобы выгадать правильный маневр, нужно постоянно отвлекать пилота от диктовки стенограммы. Нужен отдельный!


Периодически откуда-то выныривают машины коллег – и все сразу утыкаются в роудбуки, чтобы понять, кто оказался на встречном направлении. Неровная трасса утопает в песках и камнях, которые больно и звонко бьют по днищу. В стенограмме постоянные ремарки – «внимание», «опасно», «правее», «по левой». Не обошлось и без забавностей. Как кто-то говорил в нашей компании в шутку: «Непонятно, как в одном экипаже уживаются Москва и Питер». У нас это проявляется в разнице произношений: когда Дима диктовал маневр «Правый-четыре в семь», я чуть не начала его записывать как «Правый-четыре всем», подозревая какой-то хитрый новый термин -)


Ожидая очереди между допами, общаемся с народом. У всех – озадаченные лица, у всех – один комментарий: «Хоть разворачивайся и уезжай, а то убить машину». Дима хмурится. Зато машинке прикупили наконец шильдики Opel, и теперь пробегающие мимо мальчишки кричат: «А это какой? Это Опель!»


Шершавчик не замедлил подтвердить опасения: посреди ознакомления мы со звоном пробиваем правое заднее колесо. В багажнике есть запаска, но это боевое колесо с резиной «хочу быть Мишлен» от Master Sport, а проходить ознакомление на боевых колесах запрещено, карается снятием с гонки. хорошо, что оно заднее и не разрушает дорогу. Однако надо стараться не показывать «больное» место судьям.




Кажется, Ростов понемногу добреет. На заезде на очередное ознакомление судья дает нам конфеты, стенограмма начинает писаться плавнее. Правда, в связках поворотов периодически оказываются БелАЗы, и трасса становится все более рыхлой и острой. Перелезая через железную дорогу, которую мы записываем как «подброс», Соколов говорит: «Надеюсь, во время гонки здесь вдруг не окажется тепловоз».


Проверив последний СУ, выкатываемся за финиш и... пробиваем второе колесо! На этот раз правое переднее. Запасок не осталось, времени до техкома – меньше двух часов.



К счастью, наши механики тоже не скучают – изучают прилегающие дороги, узнают, где будет расположена сервисная зона. По карте и нашим инструкциям L200 пролетает злополучный доп и в грохоте и пыли останавливается около насупленной Astra. Быстро перекидываем боевые колеса и отправляемся на техком. Осталось только помыть машину, наклеить необходимые наклейки.


Однако на инспекциях нас ждут неприятные неожиданности. Машина прошла их без вопросов, зато за вовремя несданный на административной проверке карнет – лист, в котором отмечаются наши ознакомительные проезды, и за не остановку на знаках «Стоп» на ознакомлении, нас довольно ощутимо штрафуют. Я ругаю себя за косяк – ведь в дополнении к регламенту было прописано требование останавливаться на «Стопах», а Дима утешает – все равно от судей приходилось прятать колесо, так что все равно было не до остановок. Ужинать в любом случае будем скромнее -)


Вечером пытаемся изучать записи, сделанные во время ознакомления на айфон. Как завтра ехать и не убить машину на этом «Дакаре» – непонятно. Стенограмма, отполированная песком и пробитыми колесами, тоже выглядит как плод больной фантазии. Механики Денис и Саша тем временем уговаривают Шершавчика продержаться завтрашний день. Сотрудники гостиницы, оттаяв, от души желают удачи.


Воскресное утро слепит солнцем и ярко-синим небом. Торжественного старта на этапе «Ростов Великий» не предусмотрено, поэтому все просто собираются на площади и ждут своей минуты. На этот раз у меня правильные часы, заботливо купленные пилотом, – с крупными электронными цифрами, которые выставляются по главным часам гонки. Зато зрители у ростовского этапа – боевые и опытные, все собираются на СУ «Семенково» с видом на самый большой трамплин кубковых трасс страны — «Сильницкий». Туда же отправилась наша группа поддержки, еле прорвавшись за перекрытия, которые начались раньше обещанного.



Первый сервисный перерыв – еще до первого СУ и всего 10 минут. Закатываемся в сервисный парк и издалека видим нашу площадку – на этот раз у нас есть шатер! В мыле выгружаемся из машины и начинаем нацеплять шлемы – перегон совсем короткий, надо быть уже полностью готовыми. Механик Саша обескуражено разводит руками: «Вы что, завтракать не будете?» Под шатром раскинут стол с такими яствами, что уже и ехать никуда не хочется! Да, опыт Струг Красных учтен. Только времени ни на что теперь нет – надо за 10 минут заправить машину и домчать до СУ-1.



На этот раз у нас есть работающий ручник и КПП заменили – теперь передачи не выбивает, как на псковском этапе. Соколов может наконец рулить двумя руками, а не как таксист. И мы едем – действительно быстро! И ведь только вкатываемся, первый доп! Это уже настоящая гонка!



Счастье оказалось недолгим. На точке «Правый-2 через трамплин внимание по левой» раздается оглушительный треск. Приехали. Вокруг машины – пелена дыма, выскакиваем...Опора мотора не выдержала, он сорвал защиту, масло залило все злополучные камни вокруг и даже наши комбинезоны. Починиться, как в прошлый раз в Стругах, нереально. Для нас ралли «Ростов Великий» закончилось. Зрители, удобно устроившиеся на роковом повороте, сочувствуют и предлагают холодное пиво.




Выставляем аварийку. В случае поломки на допе необходимо сигнализировать проезжающим экипажам – для этого в дорожной книге есть картинки OK и SOS. Приклеиваем на заднее стекло OK, но ветер выкручивает страницу на SOS. К счастью, вовремя заметили: в случае SOS спецучасток перекрывается, и гонка для всех была бы закончена.




Впрочем, она и так мало для кого завершилась финишем. В нашем классе (2000Н) доехали только три машины из десяти. Общий итог – больше половины сошедших.



Одним из первых, кстати, сошел Evolution, еще за пару километров до нас. Ждать эвакуации нам пришлось долго – по этому допу было два заезда. На втором по звукам, доносившимся из-за поворота с опасной ямой, можно было угадывать, насколько уже покорежен очередной автомобиль. Стали появляться провалы между номерами экипажей, которые становились все дольше. Мимо пролетел второй экипаж GSi Rally Лукьянюк-Арнаутов. Но и они не дошли до финиша – даже их прокаченная подвеска не выдержала ростовский рельеф.




После открытия СУ подъезжают разгоряченные механики. Саша громко возмущается: ну почему нельзя продолжить гонку на прицепе! Мы бы еще потягались! Что с машиной – пока непонятно, нужно смотреть.



Обидно! На этот раз поехалось действительно замечательно – по-настоящему. А мы на прицепе возвращаемся в сервис-парк. Там – десятки мятых машин. Сложная гонка.



Выборг 5-6 августа, похоже, отменяется – там почти такой же Ростов. Ехать на серийной подвеске с амортизаторами «Плаза Спорт» - самоубийство. Пока сосредоточимся на тренировках и постройке боевой машины.


Зато теперь я без всяких «не знаю» могу ответить на вопрос, нравится ли мне ралли.



Фото и видео: GSi Rally, Алексей Иванников, Дмитрий Федоров, Павел Низкин