branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Fiat не хватило места на родине «Волги»

Руководство итальянского концерна не смогло договориться с группой «ГАЗ», и теперь нижегородские мощности для Fiat закрыты. Потенциальные кредиторы в лице Сбербанка рекомендуют итальянцам развернуть производство на Кавказе...
Fiat не хватило места на родине «Волги»
Fiat не хватило места на родине «Волги»
Итальянский автопроизводитель не смог договориться с группой «ГАЗ». Теперь у Fiat лишь два варианта: развернуть производство под Санкт-Петербургом или «переехать» на Кавказ. Сами итальянцы склонны выбрать первый вариант, однако потенциальный кредитор концерна – Сбербанк – рекомендует боссам Fiat получше присмотреться к возможностям черкесского завода Derways.

Итальянский концерн, руководство которого 21 июня подписало с российской стороной соглашение о промсборке по «старым правилам», находится в непростом положении: документ подписан, следует приступать к работе, однако предполагаемые мощности для производства автомобилей буквально в последний момент «уплыли из-под носа». Выяснилось, что после того как в Нижнем Новгороде договорились с Volkswagen и Skoda, Горьковский автозавод слишком загружен, чтобы принять еще и Fiat. Теперь у итальянцев остается лишь два вполне реальных варианта.

Первый, наиболее предпочтительный – построить завод под Санкт-Петербургом и таким образом присоединиться к теплой компании иностранных производителей, работающих в этом регионе. Речь, конечно, о Nissan, Toyota, Ford и General Motors. Второй вариант боссов из Fiat привлекает куда меньше: речь идет о том, чтобы развернуть производство на мощностях завода Derways в Черкесске, где на сегодняшний день собирают китайские авто. Эта мысль, похоже, очень нравится руководству Сбербанка, который будет кредитовать Fiat: ведь банкирам принадлежит 51% акций автомобильного предприятия, расположенного в столице Карачаево-Черкесской Республики. И в Сбербанке очень надеются на то, что в ближайшее время удастся привлечь на завод других автопроизводителей, причем не только из Поднебесной. Fiat – отличный вариант. Более того, если итальянцы откажутся от сотрудничества с Derways, у них вполне могут возникнуть проблемы с получением кредитных средств. Ведь организация производства в Черкесске является «одним из главных условий Сбербанка для предоставления финансирования», сообщил газете «КоммерсантЪ» один из инсайдеров.

При этом аналитики уверены, что строительство нового автозавода под Санкт-Петербургом выглядит более разумным. Во всяком случае, для Fiat. В этом регионе как минимум хорошо налажены логистические процессы. Более того, Ленинградская область намного привлекательнее с точки зрения развития автомобильного производства. «Вполне логично, что Сбербанк пытается загрузить проблемный Derways, но для Fiat, конечно же, с точки зрения логистики будет рациональнее строить производство в Санкт-Петербурге», – такое мнение озвучил «Коммерсанту» представитель ИК «Атон» Михаил Пак. В свою очередь, Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает, что итальянскому концерну «придется сделать серьезные инвестиции в расширение мощностей Derways, а в Санкт-Петербурге создается большой автомобилестроительный кластер, и в этом регионе у компании будет хорошая база для развития производства».

В Сбербанке и самом Fiat ситуацию пока не комментируют. Хотя, по словам директора департамента ОЭЗ (особых экономических зон) и проектного финансирования Минэкономразвития Дмитрия Левченкова, Fiat «прорабатывает различные площадки, в том числе в Северо-Западном регионе» – то есть в Санкт-Петербурге. По мнению экспертов, итальянцам все же выгоднее отказаться от предложения Сбербанка и развернуть производство близ Северной столицы. Разумеется, в этом случае компания останется без кредита российского банка – однако, уверены экономисты, необходимую сумму с легкостью предоставят зарубежные кредитные организации.

Напомним, 21 июня стало известно, что Fiat и Минэкономразвития подписали соглашение о сборке итальянских автомобилей в России. Что характерно: на «старых», льготных условиях промсборки. Fiat предполагает выпускать ежегодно до 120 тысяч машин и построить завод по сборке двигателей. Итальянская сторона намерена вложить в этот проект более миллиарда долларов. Что любопытно, в начале текущего месяца российские чиновники заявили, что иностранным автопроизводителям вовсе не обязательно переходить на новые «рельсы» промборки, предполагающие уровень локализации в 60%, инвестиции не менее 500 млн долларов и производство как минимум 300 тысяч автомобилей в год. Можно работать и на старых условиях, отметили в Минэкономразвития. Но с одним условием: организация производства в социально неблагополучных регионах. Например в Дагестане. Или в том же Черкесске.

Александр Кузьмин