branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Нашемарки» будут собирать по-старому. Но с условием

Иностранные автопроизводители по-прежнему могут работать в нашей стране на льготных условиях «старой промсборки». Для того чтобы получить столь лакомые преференции, нужно немногое: всего-то выбрать для строительства завода социально неблагополучный регион...
Российские власти намерены привлечь иностранных автопроизводителей в социально неблагополучные регионы нашей страны, к которым, в частности, относится и Дагестан с его высочайшим уровнем безработицы. В обмен на организацию в таких регионах производства машин чиновники обещают льготные условия сотрудничества – в частности, компании смогут работать на условиях «старой промсборки».

«Не только Mazda может получить льготы по старому режиму промсборки, такая возможность предусмотрена для всех автопроизводителей. Правительство в целом ориентировано на импортозамещение, оно и ранее заявляло, что будет способствовать созданию новых современных производств на Дальнем Востоке. Так что возможность подписания соглашений по старым условиям промсборки действующим законодательством сохраняется до настоящего времени при соблюдении ряда условий», – рассказал в интервью газете «РБК daily» Дмитрий Левченков, директор департамента особых экономических зон (ОЭЗ) и проектного финансирования Минэкономразвития.

Правда, Левченков ушел от прямого ответа на вопрос, где именно предполагается развернуть производство в ближайшее время и какие именно компании придут на российский рынок по той же схеме, что и Mazda. «Есть список компаний, которые еще не подписали соглашения с Минэкономразвития и которые рассматривают возможность реализации своих проектов. Пока назвать их я не могу», – заявил чиновник.

Представитель министерства подчеркнул, что по «старым-новым» правилам, в принципе, мог бы работать любой из автопроизводителей, так как о такой возможности сотрудничества никто не умалчивал. «Приказ о «промышленной сборке» не является секретным документом и находится в открытом доступе», – отметил Левченков.

А что же Volkswagen? Напомним, что новые условия промсборки немецкий концерн не устроили и ситуация дошла до того, что уже появились слухи о прекращении дальнейшего развития производств VAG в России. Однако позже соглашение между российской и немецкой сторонами все-таки было подписано. И Volkswagen вскоре приступит к сборке своих машин по новым, более жестким правилам.

По словам Левченкова, вопрос о сохранении старых условий и организации производства в социально неблагополучных зонах с немцами не обсуждался. «Компания начала работать по промсборке в 2007 году и существенно увеличила свою долю на российском рынке. У компании есть свой бизнес-план и проработанная стратегия. В ее рамках они готовили документы и подписывали соглашение», – рассказал чиновник.

Подписание соглашения между представителями Volkswagen, Skoda, группы «ГАЗ» и правительства Нижегородской области стало одним из наиболее ярких событий этого лета. Подписи под документом были поставлены 14 июня, и уже осенью в Нижнем Новгороде освоят крупноузловую сборку внедорожника Skoda Yeti. Годом позже – в конце 2012-го или начале 2013-го – ГАЗ приступит к производству Skoda Octavia и Volkswagen Jetta. Модернизация производства и переобучение персонала обойдутся немецкому партнеру в 200 млн евро, при этом проектная мощность совместного предприятия составит 110 тысяч автомобилей в год.

Путь Volkswagen к заключению этого соглашения был долгим и нелегким. Напомним, что еще в прошлом году Министерство промышленности и торговли РФ объявило о введении новых требований к автопроизводителям. Так, уровень локализации производства к 2020 г. должен составлять не менее 60 процентов. Нижняя планка по объему инвестиций – 500 млн долл., по объему производимых автомобилей – 300 тыс. в год, причем лишь 5% из них могут производиться методом крупноузловой сборки. Кроме того, иностранный партнер обязуется наладить в России производство 200 тыс. двигателей и коробок передач, штамповку кузовов. Предприятия, которые не захотят присоединиться к новому режиму промсборки, должны будут платить полную ввозную пошлину на машинокомплекты.

До этого года было достаточно собирать 25 тыс. машин в год с 30-процентным уровнем локализации. Большинство производителей объединились в альянсы и приняли новые правила игры. И только в Volkswagen открыто выразили свое недовольство: представители концерна направили премьеру Владимиру Путину письмо с просьбой пересмотреть новые кабальные условия. Разумеется, сделано это не было. Однако в последних числах июня стало известно, что в Россию пришла Mazda – и пришла на старых условиях. Уровень локализации на заводе в Приморье, который должны построить японцы, составит лишь 30%, а о сборке двигателей и вовсе речи не идет. Характерно, что аналогичное соглашение было подписано с итальянским Fiat.

Александр Кузьмин