branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Горьковский автозавод променял «Волгу» на Skoda и VW

Концерн Volkswagen и группа «ГАЗ» подписали соглашение о контрактной промсборке сразу нескольких моделей: Skoda Octavia, кроссовера Skoda Yeti и седана Volkswagen Jetta. В модернизацию производства в Нижнем Новгороде немцам придется вложить 200 млн евро...
Volkswagen назвал список моделей, производство которых в режиме промышленной сборки освоит Горьковский автозавод. На ГАЗе будет организована сборка популярной Skoda Octavia, кроссовера Skoda Yeti и седана С-класса Volkswagen Jetta.

Бизнес-планы мировых автогигантов по освоению российских производственных мощностей начинают обретать конкретику: концерн Volkswagen назвал три модели, предназначенные для конвейера ГАЗа. В рамках соглашения о сотрудничестве, подписанного 14 июня с. г., уже этой осенью в Нижнем Новгороде освоят крупноузловую сборку внедорожника Skoda Yeti. А годом позже – в конце 2012-го или начале 2013-го – ГАЗ приступит к производству Skoda Octavia и Volkswagen Jetta. Модернизация производства и переобучение персонала обойдутся немецкому партнеру в 200 млн евро, при этом проектная мощность совместного предприятия составит 110 тысяч автомобилей в год.

Путь Volkswagen к заключению этого соглашения был долгим и нелегким. Напомним, что еще в прошлом году Министерство промышленности и торговли РФ объявило о введении новых требований к автопроизводителям, желающим и дальше пользоваться льготами на ввоз автокомпонентов в рамках режима промсборки. Согласно новым правилам, уровень локализации производства должен составлять не менее 60% к 2020 г. Нижняя планка по объему инвестиций составляет 500 млн долл., по объему производимых автомобилей – 300 тыс. в год, причем лишь 5% из них могут производиться методом крупноузловой сборки. Кроме того, иностранный партнер обязуется наладить в России производство 200 тыс. двигателей и коробок передач, штамповку кузовов. Предприятия, которые не захотят присоединиться к новому режиму промсборки, должны будут платить полную ввозную пошлину на машинокомплекты.

Мировые автомобильные компании, долгие годы наслаждавшиеся либеральным режимом прежних условий промсборки (напомним, до этого года было достаточно собирать 25 тыс. машин в год с 30%-ным уровнем локализации), восприняли инициативу Минпромторга без энтузиазма, но все же начали готовить свои предложения, объединяясь в альянсы, чтобы набрать требуемый объем производства. И лишь Volkswagen рискнул «взбунтоваться» , направив премьер-министру РФ Владимиру Путину письмо с просьбой пересмотреть новые кабальные условия. VW предлагал сделку: отмена ограничения на крупноузловую сборку в обмен на локализацию выше необходимых 60%. Переписка продолжалась почти до последней минуты – прием заявок закончился 28 февраля 2011 года, а Минпромторг заявил, что на компромисс с Volkswagen не согласен, лишь 23-го.

В результате из всех совместных предприятий, принявших новый режим промсборки (а их насчитывается четыре), VW-ГАЗ выглядит наиболее скромно. Общий объем инвестиций до 2015 года составит 900 млн долл., объем производства автомобилей – 300-310 тыс. штук в год. Для сравнения, в такие же масштабы производства Ford и Sollers инвестируют 1,2 млрд долл. а гигантский консорциум АвтоВАЗ – Renault-Nissan – Объединенная автомобильная группа – КамАЗ – General Motors – Mercedes-Benz Vostok намерен затратить 2 млрд долл., получая на выходе около миллиона машин в год.

Еще один любопытный момент касается объема производства. Как уже упоминалось выше, минимальная планка, позволяющая рассчитывать на льготы, составляет 300 тыс. автомобилей в год. Совместное предприятие с ГАЗом будет давать 110 тыс.; завод в Калуге формально рассчитан на 150 тыс., но пока работает не на полную мощность – в прошлом году, например, он произвел около 95 тыс. автомобилей. Тем не менее суммарно два предприятия способны выпустить максимум 260 тыс. машин в год. Откуда же возьмутся еще 40 тыс.?

На подписании соглашения между VW и группой «ГАЗ» о судьбе этих недостающих сорока тысяч ничего не было сказано, но в немецкую деловую прессу просочилось предположение, что калужское предприятие будет «клонировано»: рядом с первым построят второй завод такой же мощности. Существует также версия, что первый завод, построенный в 2007 году, будет реконструирован, после чего его мощность вырастет до 200 тыс. автомобилей в год. Официальных комментариев Volkswagen пока не дает.

На настоящий же момент такого количества автомобилей немецкой марки для России может оказаться многовато. За 2010 год продажи VW в нашей стране составили 130 400 автомобилей, причем около 75% из них составила продукция калужского завода. Сейчас предприятие выпускает широкий спектр легковых и коммерческих автомобилей, среди которых Volkswagen Tiguan, Touareg и Multivan, Skoda Octavia и Fabia, а также сверхпопулярный Volkswagen Polo Sedan, созданный специально для России.

Вера Данилина