Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

Зомби-апокалипсис на родине «Сайберов»

О поездке на автозавод в Нижний Новгород, где, отказавшись от идеи с Sebring под российским брендом, теперь будут выпускать новейшие модели Volkswagen и Skoda, рассказывает Артем Соларев в блоге на AutoNews.ru...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Бойся желаний своих. Ведь они могут сбыться. Кофе, сигарета, ноутбук – однообразные рабочие будни. Так хочется вырваться за пределы Москвы! Прыгнуть в машину и рвануть... К примеру, в Нижний Новгород. Ехать недалеко, город интересный, да и событие немаловажное: на мощностях «ГАЗ» будут выпускать новейшие модели Volkswagen и Skoda! Поездка выдалась странной, тяжелой... и познавательной. Но обо всем по порядку.


Радость от предстоящего «трипа» была недолгой. Достаточно было лишь взглянуть на программу. Выезд в половину шестого утра в понедельник? Стоп, это же праздничный день, многие только ночью возвращаются из путешествий – как это собирались сделать и мы. Отъезд из Нижнего в шесть вечера на следующий день? Нет-нет, это что-то не то. Двое суток без сна были нормой в студенчестве, но не сейчас. А спать в автобусе я не могу – проверено. ОК, есть же альтернативный вариант. Спускаемся в гараж, садимся в машину – мойка, заправка, и в добрый путь.
Дорога
Первой и главной ошибкой был выбор средства передвижения: большому, мягкому внедорожнику мы предпочли купе с достаточно жесткой подвеской. Видимо, слишком избалованы были частыми поездками по трассе Москва-Брест, и забыли о том, что ехать нам – на восток, а не на запад, вглубь России, а не в Беларусь. Плюс решили сэкономить на бензине. Сэкономили не только на нем, но и на своем комфорте. Дорога неприятно обрадовала не только огромным количеством населенных пунктов, фурами, на пределе своих скудных возможностей обгонявшими друг друга, тормозя поток, но и качеством асфальта. Если не присматриваться – вполне нормальная трасса. Федеральная. Однако на деле дорога М7 – это сплошные заплатки, одна на другой. Всего-то 430 километров! От МКАД до границы с Нижним Новгородом. Но они показались доброй тысячей верст. Жалко машину, жалко самого себя. Когда скачешь по трассе аки горный козел, когда колейность – норма жизни, а не редкая, досадная неприятность.

Впрочем, есть на этом участке пути и совершенно замечательный «автобан». Речь об объездной дороге вокруг древнего Владимира. Покрытие почти идеальное. Душа радуется. Но недолго. К слову, качество асфальта в Нижнем – не намного лучше самой М7. Те же рытвины, ямы, колдобины, заплатки. Из достопримечательностей по ходу следования – три небольших города: Покров, Лакинск и Петушки. В пункт назначения мы прибыли через шесть часов после старта. Час – на МКАДе, четыре с половиной часа – на трассе, полчаса – в самом Нижнем Новгороде. Гостиницу выбрали на окраине, из расчета того, чтобы удобнее и ближе было добираться до автозавода «ГАЗ». И с облегчением вздохнули, бросив машину на стоянке.
Город
Первый шок: нигде и никогда я не видел столько «Сайберов». Будучи диковинкой в столице, на родине «Волг» эта машина, кажется, пользуется огромной популярностью. Даже будучи снятой с производства, даже с учетом того, что запчастей на нее в Нижнем нет – во всяком случае, так уверяли меня новгородцы. Шок №2: количество людей на улице. Вечер выходного дня. Представляете себе, как он выглядит в Москве? Чудовищные пробки на въезде в город, молодые люди, оккупировавшие сады, скверики, дворики, лавочки, в избыточных количествах поглощающие дешевое пиво. Ничего этого в Нижнем мы не увидели. Достаточно большой город выглядел так, будто вчера случился зомби-апокалипсис. Очень часто замечали, что на той или иной улице мы с супругой абсолютно одни. А ведь на часах было 10 вечера, вовсе не 3 утра. Однако это не пугало. С первых же минут Нижний произвел впечатление города уютного и достаточно спокойного. Что в центре, что на окраине – только на следующий день мы узнали, что гулять по Автозаводскому району, где мы жили, в вечернее время не рекомендуется.

Кстати, а что такое окраины Нижнего Новгорода? Как и во многих городах, ничего примечательного. Серые пятиэтажки и чуть более высокие здания, разбитые дороги, деревенские дома. И ретро-«Пазики» вместо «Газелей». Разве что зелени не просто много – ее очень много. По мере приближения к центру появлялись... еще более старые деревенские хижины. Часто – брошенные. Стоящие бок о бок с немногочисленными современными зданиями и древними, 2-3-этажными постройками. Древними в хорошем смысле. Новостроек крайне мало, а «высоток» и нет вовсе. Поразили названия улиц: Старых Производственников, Вторчермета, Фибролитовая, Лагерная. Название станции метро «Двигатель революции» звучит не менее впечатляюще.

Местные всегда готовы подсказать дорогу, и вот мы на набережной, в месте слияния Волги и Оки. Вид фантастический. Пожалуй, только из-за этого следовало съездить в Нижний. А еще – из-за Кремля. Брутального, зловещего – и красивого. Внутри него – сплошная эклектика. И будто бы новодел, и здания советской эпохи, и старинные постройки. Виды на город и на водную глядь открываются невероятные. Вот только романтический настрой несколько сбивает огромное количество труб и промышленных предприятий. Возможно, из-за них, а также из-за близости Дзержинска, воздух в Нижнем Новгороде сложно назвать чистым. Даже в Москве он кажется более свежим. И в столице у него нет привкуса чего-то неприятно химического. К списку красот также можно отнести три моста через Оку. Правда, в часы-пик там лучше не появляться – пробки в Нижнем не сильно отстают от московских.

Что еще? Ах да, люди, цены и автопарк. Местные вполне доброжелательны. Водители кажутся чересчур медленными. Пешеходов пропускают почти всегда и почти везде. А стоимость еды, напитков, проезда в общественном транспорте процентов на десять ниже, чем в Москве. Гостиницы и бары – сильно дешевле. Или нам просто повезло. 1600 рублей за двухместный номер со всеми удобствами, пусть и достаточно «совковый» – мне кажется, это дешево. 1200 за вкусный ужин с напитками, пусть и поданный к столу через 40 минут после заказа – тоже вполне по-божески.



Что касается машин, то Нижний сильно отличается от Калуги, Тулы, Волгограда и многих других российских городов. Складывается впечатление, что там живут по средствам, а поэтому – старые «Волги» соседствуют с упомянутыми выше «Сайберами», «Калинами» и недорогими иномарками, подержанными и новыми. Чтобы свеженькие Patrol и GL встречались в потоке чаще, чем Ford Focus? Нет, такого не заметили. А Cayenne увидели лишь один раз. Без номеров.
Завод
Неофициальная программа закончилась вечером. Утром началась официальная. К половине двенадцатого я подошел к главной проходной «ГАЗа», через сорок-пятьдесят минут туда же прибыл и автобус с коллегами из других автоизданий. Быстрое, сугубо визуальное знакомство с «Уралами» и полноприводным «Соболем». Скромный «бутербродный» завтрак в автосалоне, где с новыми «Газелями» соседствовала 21-ая «Волга», сверкавшая ржавым днищем. И на завод, в цеха. С фотоаппаратами – в цех по производству «Газелей» и грузовиков, без оных – в цех, где когда-то выпускались «Сайберы», а в скором будущем закипит работа по производству «Октавии», «Джетты» и «Йети».

Признаться, на автозаводе я был впервые. И остался немало впечатлен. Да, чисто. Да, работа кажется слаженной. Да, подошвы ботинок прилипали к свежей краске – к нашему визиту явно навели марафет. Но дело в другом. Обилие огромных механизмов, манипуляторов, цепей пугало меня с детства. Если добавить к этому запахи резины и постоянный шум, на фоне которого столичный метрополитен вспоминается как обитель тишины, – становится понятно, на заводе я бы работать не смог, при всей моей любви к автомобилям. Но – познавательно, что и говорить.
В экс-сайберовском цехе удивили «кормушки» с ядом для крыс и полная тишина. Все-таки жаль, что российский «Себринг» так бесславно закончил свою историю. Но «природа не терпит пустоты». На смену американским машинам должны прийти чешские и немецкие. В количестве 110 тысяч штук в год. Три цеха – сварочный, окрасочный, сборочный. Плюс таможенный терминал. Работа в три смены. Говорят, средняя зарплата на заводе в скором времени должна составить 21 тысячу рублей. Много это или мало, и коснется ли это работников, занятых на производстве Volkswagen и Skoda – не мне судить. Забавно, что «техника» останется той же, что и в сайберовские годы. Заменят разве что инструмент, манипуляторы, динамические стенды и прочую «мелочевку».

За демонстрацией цехов последовала пресс-конференция, где «топы», представляющие Skoda, Volkswagen и «ГАЗ», подписали соглашение о производстве на нижегородских мощностях «Октавии», «Йети» и «Джетты». Прозвучали и конкретные цифры. Так, в ближайшие 2-2,5 года уровень локализации должен составить в среднем 60%. Из 110 тысяч автомобилей 50 тысяч придется на новую Skoda Octavia, 40 – на Jetta, и лишь 20 – на Yeti. Причем, что именно этот чешский кроссовер первым сойдет с конвейера в Нижнем. Второй – Octavia. Вполне возможно, что через некоторое время модельный ряд будет расширен благодаря еще одной модели. Какой? Неизвестно.

Также в 2015 году планируется строительство нового завода по производству двигателей, но где именно – пока тайна за семью печатями. А на заводе Volkswagen в Калуге, по словам Маркуса Озеговича, гендиректора Volkswagen Group Rus, мощности могут быть увеличены до 200 тысяч авто. В свою очередь, Бо Инге Андерссон, президент «Группы «ГАЗ», уверен, что соглашение с немцами и чехами никак не повлияет на соглашение с GM. «Машины будут дополнять друг друга», – отметил он. Кстати. О господине Андерссоне. Не уверен, как следует это воспринимать, но в ходе пресс-конференции он был представлен в качестве «Бу». Да, именно так его имя звучит по-шведски. Но до сего дня во всех печатных материалах, в интернете и на телевидении шведского управленца упоминали как «Бо». Ребрендинг?
На этом официальная часть вновь уступила место неофициальной. Магазины, непродолжительный отдых в гостинице, заправка – и путь домой. Еще более мучительный, чем дорога в Нижний днем ранее. Возможно, из-за жестокого ливня. Возможно, из-за еще большего количества фур. И вот мы снова в Москве. Каким вспоминается Нижний Новгород? Красивым, древним, эклектичным. Серым, не слишком ухоженным, слегка мрачноватым. Уютным, дружелюбным, спокойным. Чрезмерно промышленным, полным чадящих труб и промзон. Город контрастов – как и вся Россия. Но знаете что? Я бы задержался там еще на день-другой.


Перейти к оригиналу статьи на блогах autonews >>