ГИБДД начала рейд против пешеходов
Статьи 17 мая 2011
Статьи 17 мая 2011
ГИБДД начала рейд против пешеходов
Сегодня в Москве проводится операция «Пешеход». Инспекторы ДПС будут уделять повышенное внимание безопасности «безлошадных» участников дорожного движения на столичных дорогах...
ГИБДД начала рейд против пешеходов 
Пешеходы в России традиционно рассматриваются как жертвы, вечно страдающие от водительского произвола. Впрочем, у водителей накопились свои претензии к бесколесным участникам транспортного движения. Сегодня, 17 мая, управление ГИБДД Москвы проводит общегородское профилактическое мероприятие «Пешеход» на дорогах столицы. Это хороший повод порассуждать о вечном противостоянии двух противоборствующих сторон.

Все едущие по делам (или по безделью, за что кара небесная на их головы) сегодняшним утром по дорогам Москвы могли наблюдать сотрудников дорожной милиции на углах перекрестков. Внимание милиционеров было сосредоточено не на автомобилях, а на людях, желающих перейти улицу. Правда, большинство сотрудников ГИБДД, контролирующих соблюдение правил перехода улиц, были сосредоточены на перекрестках, где установлены светофоры, а не на более опасных нерегулируемых переходах.


Напомним, как сообщает пресс-служба управления ГИБДД Москвы, рейд проводится в целях повышения безопасности дорожного движения, профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, а также пропаганды взаимной вежливости среди участников дорожного движения. Внимание уделяется как водителям, так и пешеходам: переходу проезжей части на запрещающий сигнал светофора, нарушениям правил проезда регулируемых пешеходных переходов и перекрестков, невыполнению требований уступить дорогу пешеходам на пешеходных переходах, нарушениям правил остановки и стоянки на тротуаре, нарушениям правил остановки и стоянки в зоне пешеходного перехода.

Конечно, пешеходы – самые уязвимые участники движения, но их поведение не всегда отличается корректностью. Разумеется, российским водителям пока далеко до приемлемого уровня вежливости: они не всегда пропускают пешеходов при переходе улицы по «зебре», поворачивают на разрешающий сигнал светофора для пешеходов, а уж говорить о парковке машин на пешеходных переходах, тротуарах и остановках общественного транспорта в крупных городах и говорить не приходится. За эти нарушения предусмотрены штрафы: за невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей ТС), пользующимся преимуществом в движении, предусмотрен штраф от 800 до 1000 рублей. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе, за исключением вынужденной остановки, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов, в настоящее время карается штрафом в размере 300 рублей, но новый законопроект предусматривает его значительное увеличение с июля 2012 года. Но гаишники редко наказывают за данные нарушения ПДД. Однако пешеходов практически не штрафуют, и часто эти полноправные участники движения даже не знают правил дорожного движения.

То есть сегодня пешеходы благодаря активной пропаганде в СМИ знают, что водитель обязан их пропустить на пешеходном переходе, поэтому в последний год-два стали переходить дорогу намного смелее. Однако пешеходы регулярно нарушают ПДД и переходят улицу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора: за это предусмотрено предупреждение или штраф в размере 200 рублей, в случае, если нарушение создало помехи в движении ТС – 300 рублей, если повлекло по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего – от 1000 до 1500 рублей. Сотрудники милиции практически не штрафуют пешеходов за нарушения – то ли дело в слишком маленьких штрафах, на которые не хочется тратить время, то ли в том, до сих пор не существует четких норм о необходимости наличия с собой паспорта оштрафованного (как водительского удостоверения у водителя), то ли просто нет соответствующей традиции.

Стоит учитывать, что в крупных городах не всегда предусмотрены комфортные условия для пересечения дороги пешеходом: например, «зебры» расположены слишком далеко друг от друга. Но когда речь идет о том, что люди переходят дорогу в 10 метрах от пешеходного перехода, например сразу после «слепого» поворота для автомобилей, или перебегают многополосную дорогу над подземным переходом, то остается только удивляться их бесстрашию и отсутствию кары со стороны гаишников.

К сожалению, подобные нарушения часто совершают взрослые в присутствии детей, требуя от них самих соблюдения правил. А, как известно, пример взрослых намного эффективнее, чем требования и запреты.

За январь-апрель 2011 года в Москве произошло 1290 дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на пешеходов, – против 1542 за аналогичный период годом ранее. В результате них 71 человек погиб и 1291 получил ранения, в том числе были ранены 143 ребенка-пешехода против 192 за январь-апрель 2010 г. При этом в 666 случаях виновниками ДТП были сами пешеходы. Основными причинами ДТП с участием пешеходов являются переход проезжей части в неустановленном месте, переход проезжей части вне пешеходного перехода, неожиданный выход из-за сооружения или стоящего транспортного средства.

За январь-апрель 2011 г. сотрудники ГИБДД Москвы выявили 138 924 нарушения правил дорожного движения пешеходами против 111 999 за аналогичный период 2010 г., а также 23 539 фактов невыполнения водителями требований правил уступить дорогу пешеходам, велосипедистам, пользующимся преимуществом, против 16 125 за январь-апрель 2010 г.

Отсутствует в России и культура «заметности» пешеходов на дороге. Большинство горожан предпочитают темную «матовую» одежду без каких-либо светоотражателей, поэтому становятся в темное время суток незаметными на дороге. Особенно когда перебегают ее в неположенном месте и растворяются в свете фар встречных автомобилей. В последние годы ГИБДД старается заниматься пропагандой «заметности на дорогах» в школах в рамках своих рейдов и специальных программ, раздавая детям светоотражатели на одежду, – будем надеяться, что это в дальнейшем приведет к образованию привычки.

Что даст сегодняшний рейд столичной ГИБДД, сказать трудно. Завтра, скорее всего, все вернется на круги своя. Однако, как многократно было замечено на практике, там, где регулярно дежурят сотрудники дорожной милиции, например следят на конкретном перекрестке за соблюдением требования не выезжать на перекресток в случае затора, водители привыкают к соблюдению ПДД и не нарушают даже в отсутствие контроля. Возможно, осознают, что от соблюдения ПДД всем участникам дорожного движения только легче. Если сотрудники ГИБДД участят акции, подобные сегодняшней, то, возможно, и у водителей, и у пешеходов войдет в привычку соблюдать правила и взаимное уважение на дорогах. От этого зависит наша общая безопасность.
Комментарии