branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

ЗИЛ: пациент скорее мертв, чем жив

У московского правительства, похоже, опустились руки: они не знают, что делать с самым старым из действующих российских автозаводов – АМО ЗИЛ, считает главный редактор AutoNews.ru Антон Максимов...
У нас кругом профессионалы, модернизация и нанотехнологии. Профессионализм топ-менеджеров двух крупных государственных нефтяных компаний довел страну до топливного кризиса, модернизация довела спикера Госдумы Бориса Грызлова аж до twitter, а по нанотехнологиям будут укладывать асфальт. Который, конечно же, придется менять через год.

Обвиняйте меня в чем угодно, но я считал и считаю, что автоотрасль могли спасти только т.н. "красные директора". Из их числа Владимир Каданников или генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин. И уж никак не эффективные управленцы типа Максима Авдеева или Рубена Асатряна, развалившего АЗЛК. Они говорили прекрасные слова про IPO, маржин-коллы, ред фигурес в бухгалтерской отчетности, но ни черта не понимали, что такое автомобильное производство.

На ЗИЛе красных директоров не было давно. Ситуация с заводом очень напоминает историю с АЗЛК. Череда кризисов, банкротств, внешних управляющих, генеральный директор с годовым окладом в 250 млн руб. при долгах предприятия только по зарплате в 200 млн руб. Нервные прыжки из одной стороны в другую. В продукции диверсификации - церковные колокола. Попытки наладить сотрудничество с китайскими автокомпаниями (Господи, то, что в прошлом году ЗИЛ показал на выставке "Коммтранс", это был такой тихий ужас, что лучше бы они вообще в выставке не участвовали. Хотя как знать, сколько денег отмыл эффективный менеджмент на этом мероприятии). Заводу так давно плохо, что его состояние последние лет 15 наверно напоминает человека у которого умер мозг, но его поддерживают в коме в ожидании чуда. Завод-овощ. Я помню, к примеру, солдат, которые собирали "Бычки" при помощи кувалды и крепкого слова (рабочим платить было нечем, потому и привлекли армию).

А еще я помню рассказ человека из отдела транспортного обеспечения хозяйственной части ФСО России (могу и ошибиться в точном написании: эффективные менеджеры в погонах переименовали в этот самый отдел Гараж особого назначения). Когда ЗиЛ первого лица государства пришлось списывать за истечением срока службы, ГОНовцы обратились на ЗиЛ с просьбой сделать новый лимузин. Исключительно для официальных мероприятий, негоже же президенту России встречать своих иностранных коллег на Пульмане. А там развели руками – чертежи пропали, часть оснастки тоже. Пришлось президенту России довольствоваться Mercedes-Benz.
Но я помню и другое. ЗИЛ-49061 "Синяя птица" для МЧС, кабриолеты 115В, седаны 41047... Да взять даже дикий проект нового лимузина для президента, существующий только в виде эскизов. Пусть машина больше походила на хот-род, чем на представительский седан, но все же... Похоже, всему этому пришел окончательный и бесповоротный конец. Москва не хочет больше тащить эту лямку, больше напоминающую камень на шее у человека, зашедшего в глубокую воду. Теперь у Москвы вообще нет автозаводов. Зато на территории ЗИЛа создадут новый супер-ВУЗ или площадку для развития нанотехнологий. В которую, наверняка, инвестируют такой объем средств, что хватило бы не то что для спасения ЗИЛа (а спасение там простое – нужна новая платформа и оборудование), а для всей автоотрасли в стране. Эффективный менеджмент будто ластиком стирает историю российского автопрома. Отключите аппарат искусственного дыхания у пациента, спасти его уже не удастся.

Перейти к оригиналу статьи на блогах autonews