branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Дешевых автомобилей на всех не хватит

Стартовал последний этап программы утилизации. На его выполнение выделено 5 млрд руб., а это означает, что «скидочные» сертификаты получат 100 000 человек, пожелавших сдать свой старый автомобиль в утиль...
Накануне, 25 апреля, в России стартовал заключительный этап программы утилизации старых автомобилей. Как сообщили в пресс-службе Министерства промышленности и торговли РФ, уже началась выдача утилизационных сертификатов на 50 тысяч рублей, которая была прекращена около месяца назад в связи с исчерпанием лимита. Последний транш бюджетных средств, предназначенных для возмещения выпадающих доходов автодилеров, будет существенно меньше предыдущих. Премьер-министр РФ Владимир Путин ранее объявил, что его объем составит всего 5 млрд рублей (для сравнения, первый год утилизации обошелся казне в 25 млрд рублей), так что средств хватит ненадолго.

Ориентировочно на эти средства можно будет дополнительно приобрести 100 тысяч новых автомобилей (фактически меньше, поскольку программа предусматривает также финансирование затрат на доставку старого автомобиля в пункт переработки вторсырья и на саму утилизацию); если предположить, что темпы выдачи свидетельств будут такими же, как и раньше, то последняя их партия будет реализована менее чем за три месяца. Глава правительства недвусмысленно дал понять , что после этого «часа Ч» никаких дополнительных средств на стимулирование рынка легковых автомобилей выделено не будет.

При этом стоит отметить устойчивый рост продаж автомобилей в России: только в январе-марте было продано 517 304 машины, из них в марте – 223 429 шт. А это означает, что по программе утилизации не все смогут купить автомобиль – сертификатов просто не хватит.

В следующем году должна стартовать не менее масштабная программа утилизации грузовых автомобилей и автобусов, к которым в перспективе может присоединиться даже сельскохозяйственная техника. Первые параметры акции уже определены: бюджет – до 27 млрд рублей, срок действия – до пяти лет, размер выплаты – от 100 до 270 тыс. руб. за грузовик в зависимости от его класса и 30% от стоимости новой техники – для автобуса. Однако, разумеется, новое начинание будет направлено в основном на бизнесменов и частных автовладельцев почти не затронет.

Поэтому уже сейчас можно подвести предварительные итоги программы утилизации легкового автохлама. 600 тысяч новых легковых автомобилей – это огромное количество: третья часть от всего объема машин, проданных в России за 2010 год. Не подлежит никакому сомнению, что именно утилизация наряду с льготным автокредитованием стала тем локомотивом, который вывел российский авторынок из посткризисного застоя. В процентном выражении продажи легковых авто в РФ за минувший год выросли на 30%: для сравнения, Германия – крупнейший авторынок Европы – в 2010 году сократила продажи машин на 23% на фоне прекращения мер господдержки. Во Франции за отчетный период авторынок сократился на 2,2%, в Великобритании вырос, но незначительно – лишь на 1,8%. В целом же по Евросоюзу годовое сокращение продаж составило 5,5%. Между тем в этом году благодаря господдержке Россия готовится показать еще более впечатляющие результаты: так, за I квартал 2011 года авторынок в нашей стране вырос на 77%, что опережает динамику не только европейских стран, но и Китая.

Что касается не авторынка в целом, а конкретных выгодоприобретателей, то здесь, конечно, пальма первенства принадлежит АвтоВАЗу. Более 80% автомобилей, проданных в рамках программы, произведены Волжским автозаводом. В основном это самые дешевые «классические» модели – Lada 2105 и 2107. Поскольку из-за низкой цены самого автомобиля государственная скидка на него составляет приблизительно четверть от стоимости, спрос на эти модели минувшим летом дошел до ажиотажного, и в дилерских центрах Lada за «классикой» выстроились настоящие очереди. В результате АвтоВАЗ был вынужден ввести дополнительные рабочие субботы для сборки «пятерок» и «семерок», а в сентябре выпуск классических моделей был освоен на Ижевском автозаводе. По итогам 2010 года в структуре продаж крупнейшего российского автопроизводителя «утилизационные» машины составили почти 50%.

На другие автокомпании, имеющие производство в России (напомним, к участию в программе допускаются только автомобили российской сборки), утилизация не оказала такого благотворного эффекта. Согласно статистике, вслед за АвтоВАЗом в списке наиболее востребованных марок с огромным отрывом идет Renault (7,6% в общем объеме проданных по программе машин), за ним Skoda (2,7%), Ford (2,35%), Chevrolet (2,23%), ГАЗ (1,96%), УАЗ (1,57%) и FIAT (1%). Доли других брендов не превышают 1% от общего числа заявок. С достаточной долей уверенности можно сказать, что последний этап утилизации не внесет особых изменений в этот список лидеров.