Российскую автомобильную промышленность в период мирового финансового кризиса спасла поддержка государства, составившая за 2009 и 2010 годы порядка 170 миллиардов рублей. Об этом сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин на состоявшемся накануне в Государственной думе выступлении перед депутатами. Рассказывая о значимости господдержки для этого сектора, он напомнил, что «остановившиеся конвейеры на автомобильных производствах были одним из самых зримых проявлений кризиса», поскольку на предприятиях автопрома и смежных отраслей в России занято около 3,6 млн человек.
В 2008 году производство автомобилей в России сократилось на 60%, но благодаря беспрецедентной поддержке со стороны государства дальнейшее падение удалось предотвратить, и в 2010 году по сравнению с 2009-м производство легковых машин увеличилось более чем в 2 раза, грузовиков – на 74,5%, автобусов – на 23,6%. Начиная с апреля 2010 года рост автомобильного рынка от месяца к месяцу выражается в двузначных числах, причем доля машин российской сборки в структуре продаж доходит до 70%.
В. Путин эмоционально высказался на тему критиков программы господдержки: «Помню, сколько было кривляний на этот счет – не надо поддерживать. А кого поддерживать? Иностранного производителя поддерживать, что ли?» Премьер напомнил, что одной из главных мер стимуляции отечественного автопрома стала программа утилизации автохлама, в результате которой 500 тыс. человек смогли купить новые автомобили с государственной дотацией. «Это поддержка и автопрома, и антикризисные меры, и серьезная социальная программа», – отметил глава правительства, добавив, что решение о выделении дополнительных 5 млрд рублей на продление программы утилизации на 2011 год уже принято.
Заметим, что программа утилизации сыграла на руку прежде всего АвтоВАЗу – иномарок по ней практически не покупали, а вот отечественный автогигант смог серьезно поправить свое положение на рынке.
Не обошел вниманием премьер и дальнейшую судьбу утилизационных мощностей, которые после окончания госпрограммы окажутся без загрузки. «Надо создать полноценную систему сбора и утилизации автомобилей, чтобы старые и ржавые машины не захламляли дворы, территории вокруг городов и поселков», – сказал он, не пояснив, однако, как именно эта система будет выглядеть.
В. Путин выразил возмущение тем, что некоторые нечистые на руку дилеры попытались извлечь выгоду из программы утилизации. «Известны факты, когда автосалоны завышают цены на машины, которые продаются в рамках программы утилизации, – сказал он. – Абсолютно одинаковые модели автомобиля за наличный расчет стоят одних денег, а по утилизации – уже других, и тем самым съедается скидка, которую государство предоставляет по этой программе». Премьер потребовал от депутатов лично следить за этим вопросом во время поездок по регионам.
Отдельная часть выступления премьера была посвящена теме новых условий промсборки, вступивших в силу с марта 2011 года. В. Путин напомнил, что сейчас в России работают предприятия практически всех ведущих автоконцернов мира, которые стали неотъемлемой частью российского автопрома. Введение ужесточенных нормативов привело к «непростому диалогу», однако, по словам премьера, «в целом партнеры понимают наши требования и идут навстречу».
Отвечая на вопрос о том, почему минимальная планка для получения льгот по промсборке была поднята с 25 до 300 тыс. автомобилей в год, В. Путин пояснил, что «при таком количестве экономически целесообразно переносить производство на территорию страны, где это осуществляется». Глава правительства подчеркнул, что высокий уровень локализации останется принципиальным подходом России к построению инвестиционного и технологического сотрудничества не только в автопроме, но и в других отраслях.
В 2008 году производство автомобилей в России сократилось на 60%, но благодаря беспрецедентной поддержке со стороны государства дальнейшее падение удалось предотвратить, и в 2010 году по сравнению с 2009-м производство легковых машин увеличилось более чем в 2 раза, грузовиков – на 74,5%, автобусов – на 23,6%. Начиная с апреля 2010 года рост автомобильного рынка от месяца к месяцу выражается в двузначных числах, причем доля машин российской сборки в структуре продаж доходит до 70%.
В. Путин эмоционально высказался на тему критиков программы господдержки: «Помню, сколько было кривляний на этот счет – не надо поддерживать. А кого поддерживать? Иностранного производителя поддерживать, что ли?» Премьер напомнил, что одной из главных мер стимуляции отечественного автопрома стала программа утилизации автохлама, в результате которой 500 тыс. человек смогли купить новые автомобили с государственной дотацией. «Это поддержка и автопрома, и антикризисные меры, и серьезная социальная программа», – отметил глава правительства, добавив, что решение о выделении дополнительных 5 млрд рублей на продление программы утилизации на 2011 год уже принято.
Заметим, что программа утилизации сыграла на руку прежде всего АвтоВАЗу – иномарок по ней практически не покупали, а вот отечественный автогигант смог серьезно поправить свое положение на рынке.
Не обошел вниманием премьер и дальнейшую судьбу утилизационных мощностей, которые после окончания госпрограммы окажутся без загрузки. «Надо создать полноценную систему сбора и утилизации автомобилей, чтобы старые и ржавые машины не захламляли дворы, территории вокруг городов и поселков», – сказал он, не пояснив, однако, как именно эта система будет выглядеть.
В. Путин выразил возмущение тем, что некоторые нечистые на руку дилеры попытались извлечь выгоду из программы утилизации. «Известны факты, когда автосалоны завышают цены на машины, которые продаются в рамках программы утилизации, – сказал он. – Абсолютно одинаковые модели автомобиля за наличный расчет стоят одних денег, а по утилизации – уже других, и тем самым съедается скидка, которую государство предоставляет по этой программе». Премьер потребовал от депутатов лично следить за этим вопросом во время поездок по регионам.
Отдельная часть выступления премьера была посвящена теме новых условий промсборки, вступивших в силу с марта 2011 года. В. Путин напомнил, что сейчас в России работают предприятия практически всех ведущих автоконцернов мира, которые стали неотъемлемой частью российского автопрома. Введение ужесточенных нормативов привело к «непростому диалогу», однако, по словам премьера, «в целом партнеры понимают наши требования и идут навстречу».
Отвечая на вопрос о том, почему минимальная планка для получения льгот по промсборке была поднята с 25 до 300 тыс. автомобилей в год, В. Путин пояснил, что «при таком количестве экономически целесообразно переносить производство на территорию страны, где это осуществляется». Глава правительства подчеркнул, что высокий уровень локализации останется принципиальным подходом России к построению инвестиционного и технологического сотрудничества не только в автопроме, но и в других отраслях.