branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Чиновники дали пробкам пять лет

Водителей ждут все новые ограничения, а пассажиров – все новые поблажки. К этому сводится транспортная стратегия мэрии, которая через пять лет сделает столицу свободным от пробок городом...
Водителей в Москве ждут все новые ограничения, а пассажиров – все новые поблажки. К этому сводится транспортная стратегия мэрии, которая через пять лет сделает столицу свободным от пробок городом.

Заместитель столичного мэра по вопросам транспорта Николай Лямов провел на днях пресс-конференцию, на которой обрисовал основные меры правительства Москвы по борьбе с пробками. Список мероприятий, намеченных на ближайшие три года, можно разделить на две части: нацеленные на автомобилистов и на безавтомобильных граждан. Анализируя вектор действий властей, можно безошибочно сделать вывод, что их задача максимально уменьшить число первых и увеличить – вторых.

Кнуты для водителей

Поскольку о строительстве новых дорог на пресс-конференции речь не шла, практически все озвученные Н. Лямовым меры взаимодействия властей с водителями касались того, как бы заставить автомобилистов ездить поменьше. Например, для этого предполагается построить невероятное количество парковочных мест – 3 миллиона – около ближайших к МКАД станций метро. Там будут организованы современные транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), где приезжающие из области автомобилисты смогут оставить на день свои машины и ехать дальше на метро или наземном транспорте. Кстати, ранее мэр Москвы С. Собянин предлагал сделать эти парковки бесплатными в дневное время, а воспользовавшимся их услугами водителям выдавать билет на метро.

Если же автовладелец все же прорвется через кордоны ТПУ и въедет в центральную часть города, там его будет ждать жестокое разочарование – припарковаться по старинке на обочине ему никто не даст. С сегодняшнего дня в Москве разворачивается бескомпромиссная борьба с самозахватом уличных территорий для частных парковок при ресторанах, клубах, магазинах, театрах и т. п. Все незаконно установленные заграждения снесут, охранников приструнят, но легче от этого не станет: освободившиеся места тут же станут муниципальными парковками с соответствующей оплатой в бюджет города. Правда, там, где стоянка машин откровенно мешает движению, ничего городить не будут и парковку попросту запретят вплоть до эвакуации.

Тем, для кого автомобиль – источник заработка, тоже не слишком повезло. Если помните, на ранних стадиях обсуждения транспортной стратегии Москвы С. Собянин рубанул сплеча: въезд грузовиков в столицу днем – запретить! Эта идея вызвала настоящую истерику в рядах московских бизнесменов, было составлено коллективное обращение к мэру, и зимой было объявлено, что реализация проекта откладывается. Однако накануне заммэра рассказал, что, оказывается, тихой сапой введение запрета все-таки идет: «Мы собирали представителей оптовых баз, крупных оптовых центров, разговаривали с ними: почему бы не завозить товары в Москву в ночное время, а не днем, как это сейчас делается?» Несложно представить себе тон этого «разговора» и выводы, которые сделал для себя бизнес, так что мало-помалу грузовики все-таки станут неотъемлемой частью ночной звуковой гаммы города. «Бомбилам» власти тоже осложнят жизнь путем создания мощной конкуренции в лице официального такси, но тут мы плавно переходим к теме пассажирских перевозок.

Пряники для пассажиров

Итак, в полном соответствии с заветами Ильфа и Петрова пешеходы в Москве станут самой любимой и лелеемой категорией граждан. Львиная доля мероприятий столичного Департамента транспорта будет направлена на облегчение условий жизни для них. Как рассказал Н. Лямов, главной «палочкой-выручалочкой», обеспечивающей бесперебойное движение общественного транспорта, станут выделенные полосы для него, которые постепенно появятся на всех вылетных магистралях и будут продлены даже за пределы МКАД. Самыми первыми должны подготовиться к неудобствам от строительных работ жители юга столицы: Варшавское и Каширское шоссе выбраны площадками для первоочередного сооружения выделенных полос.

По этим полосам будет двигаться совершенно новый подвижной состав, на закупку которого Москва выделяет 6 млрд рублей: 500 автобусов (любопытно, что в этой цифре существует расхождение – в тот же день С. Собянин, выступая на конференции «Единой России», заявил, что в этом году «Мосгортрансу» будет передано 2000 автобусов) и 200 троллейбусов. Причем все транспортные средства будут современными – низкопольными и отвечающими стандарту Евро-4 или Евро-5. Загрузка пассажиров будет производиться быстро и беспроблемно – уже в 2012 году из наземного транспорта исчезнут громоздкие турникеты. Зато, надо отметить, вернутся контролеры и будут достаточно суровы к «зайцам»: по словам заммэра, штраф за безбилетный проезд вырастет с нынешних 100 до 1000 рублей. Транспорт будет ходить строго по расписанию – контролировать его будет система ГЛОНАСС.

Подарят москвичам и еще более быстрые виды транспорта – экспресс-трамвай и монорельс. Вторая в Москве монорельсовая ветка будет проложена в районе Теплый Стан, а трамвайные пути пройдут по радиальным магистралям и соединят столицу с ближайшими пригородами. Впрочем, сроки их строительства пока не определены: Н. Лямов признался, что это дело дорогое.

Возвращаясь к теме такси, заметим, что легальным таксистам будут предложены небывалые льготы (прописанные, впрочем, в законе «О такси» 2008 года, но до сих пор не реализованные): право проезда по выделенным полосам, стоянки у вокзалов и в аэропортах, общегородская диспетчерская по распределению заказов и т. п. Первые меры, впрочем, уже принимаются: чиновник красочно рассказал о том, как мэрия борется с нелегальными таксистами, оккупировавшими московские вокзалы. «По Курскому (вокзалу. — Прим. ред.) мы объяснили, что, если вопросы по допуску не будут решены, то мы примем серьезные меры по отношению к тем, кто этого не хочет делать. Виновники там есть», – пригрозил Н. Лямов.

«Большой брат» из Кореи будет следить за нами

Заместитель мэра признался, что основные идеи по решению проблемы пробок Москва черпает у Сеула, схожего с российской столицей по размеру, населенности и объему маятниковой миграции. В 2005 году в Сеуле началась реформа транспортного хозяйства, и за пять лет средняя скорость движения в городе выросла с 15 до 25 километров в час. Такое же светлое будущее Н. Лямов обещает и нам – особенно после того, как в Москве заработает интеллектуальная транспортная система (ИТС), похожая на ту, что регулирует движение в столице Южной Кореи. Конкурс на создание ИТС объявят буквально на днях, а развернется в полную силу она к 2012-2013 году. Система будет состоять из двух модулей: управления транспортными потоками («умные» светофоры, реверсивное движение по полосам, системы информирования водителей о затруднениях движения и т. п.) и управления общественным транспортом. Совместно они переломят ситуацию в столице, но все же придется подождать: Н. Лямов предупредил, что быстрых результатов ждать не стоит, а пробки в столице будут рассасываться постепенно.