Autonews
Статьи

Чиновники дали пробкам пять лет

Водителей ждут все новые ограничения, а пассажиров – все новые поблажки. К этому сводится транспортная стратегия мэрии, которая через пять лет сделает столицу свободным от пробок городом...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Москва победит пробки. Но не скоро
Москва победит пробки. Но не скоро 
Водителей в Москве ждут все новые ограничения, а пассажиров – все новые поблажки. К этому сводится транспортная стратегия мэрии, которая через пять лет сделает столицу свободным от пробок городом.

Заместитель столичного мэра по вопросам транспорта Николай Лямов провел на днях пресс-конференцию, на которой обрисовал основные меры правительства Москвы по борьбе с пробками. Список мероприятий, намеченных на ближайшие три года, можно разделить на две части: нацеленные на автомобилистов и на безавтомобильных граждан. Анализируя вектор действий властей, можно безошибочно сделать вывод, что их задача максимально уменьшить число первых и увеличить – вторых.

Кнуты для водителей

Поскольку о строительстве новых дорог на пресс-конференции речь не шла, практически все озвученные Н. Лямовым меры взаимодействия властей с водителями касались того, как бы заставить автомобилистов ездить поменьше. Например, для этого предполагается построить невероятное количество парковочных мест – 3 миллиона – около ближайших к МКАД станций метро. Там будут организованы современные транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), где приезжающие из области автомобилисты смогут оставить на день свои машины и ехать дальше на метро или наземном транспорте. Кстати, ранее мэр Москвы С. Собянин предлагал сделать эти парковки бесплатными в дневное время, а воспользовавшимся их услугами водителям выдавать билет на метро.

Если же автовладелец все же прорвется через кордоны ТПУ и въедет в центральную часть города, там его будет ждать жестокое разочарование – припарковаться по старинке на обочине ему никто не даст. С сегодняшнего дня в Москве разворачивается бескомпромиссная борьба с самозахватом уличных территорий для частных парковок при ресторанах, клубах, магазинах, театрах и т. п. Все незаконно установленные заграждения снесут, охранников приструнят, но легче от этого не станет: освободившиеся места тут же станут муниципальными парковками с соответствующей оплатой в бюджет города. Правда, там, где стоянка машин откровенно мешает движению, ничего городить не будут и парковку попросту запретят вплоть до эвакуации.

Тем, для кого автомобиль – источник заработка, тоже не слишком повезло. Если помните, на ранних стадиях обсуждения транспортной стратегии Москвы С. Собянин рубанул сплеча: въезд грузовиков в столицу днем – запретить! Эта идея вызвала настоящую истерику в рядах московских бизнесменов, было составлено коллективное обращение к мэру, и зимой было объявлено, что реализация проекта откладывается. Однако накануне заммэра рассказал, что, оказывается, тихой сапой введение запрета все-таки идет: «Мы собирали представителей оптовых баз, крупных оптовых центров, разговаривали с ними: почему бы не завозить товары в Москву в ночное время, а не днем, как это сейчас делается?» Несложно представить себе тон этого «разговора» и выводы, которые сделал для себя бизнес, так что мало-помалу грузовики все-таки станут неотъемлемой частью ночной звуковой гаммы города. «Бомбилам» власти тоже осложнят жизнь путем создания мощной конкуренции в лице официального такси, но тут мы плавно переходим к теме пассажирских перевозок.

Пряники для пассажиров

Итак, в полном соответствии с заветами Ильфа и Петрова пешеходы в Москве станут самой любимой и лелеемой категорией граждан. Львиная доля мероприятий столичного Департамента транспорта будет направлена на облегчение условий жизни для них. Как рассказал Н. Лямов, главной «палочкой-выручалочкой», обеспечивающей бесперебойное движение общественного транспорта, станут выделенные полосы для него, которые постепенно появятся на всех вылетных магистралях и будут продлены даже за пределы МКАД. Самыми первыми должны подготовиться к неудобствам от строительных работ жители юга столицы: Варшавское и Каширское шоссе выбраны площадками для первоочередного сооружения выделенных полос.

По этим полосам будет двигаться совершенно новый подвижной состав, на закупку которого Москва выделяет 6 млрд рублей: 500 автобусов (любопытно, что в этой цифре существует расхождение – в тот же день С. Собянин, выступая на конференции «Единой России», заявил, что в этом году «Мосгортрансу» будет передано 2000 автобусов) и 200 троллейбусов. Причем все транспортные средства будут современными – низкопольными и отвечающими стандарту Евро-4 или Евро-5. Загрузка пассажиров будет производиться быстро и беспроблемно – уже в 2012 году из наземного транспорта исчезнут громоздкие турникеты. Зато, надо отметить, вернутся контролеры и будут достаточно суровы к «зайцам»: по словам заммэра, штраф за безбилетный проезд вырастет с нынешних 100 до 1000 рублей. Транспорт будет ходить строго по расписанию – контролировать его будет система ГЛОНАСС.

Подарят москвичам и еще более быстрые виды транспорта – экспресс-трамвай и монорельс. Вторая в Москве монорельсовая ветка будет проложена в районе Теплый Стан, а трамвайные пути пройдут по радиальным магистралям и соединят столицу с ближайшими пригородами. Впрочем, сроки их строительства пока не определены: Н. Лямов признался, что это дело дорогое.

Возвращаясь к теме такси, заметим, что легальным таксистам будут предложены небывалые льготы (прописанные, впрочем, в законе «О такси» 2008 года, но до сих пор не реализованные): право проезда по выделенным полосам, стоянки у вокзалов и в аэропортах, общегородская диспетчерская по распределению заказов и т. п. Первые меры, впрочем, уже принимаются: чиновник красочно рассказал о том, как мэрия борется с нелегальными таксистами, оккупировавшими московские вокзалы. «По Курскому (вокзалу. — Прим. ред.) мы объяснили, что, если вопросы по допуску не будут решены, то мы примем серьезные меры по отношению к тем, кто этого не хочет делать. Виновники там есть», – пригрозил Н. Лямов.

«Большой брат» из Кореи будет следить за нами

Заместитель мэра признался, что основные идеи по решению проблемы пробок Москва черпает у Сеула, схожего с российской столицей по размеру, населенности и объему маятниковой миграции. В 2005 году в Сеуле началась реформа транспортного хозяйства, и за пять лет средняя скорость движения в городе выросла с 15 до 25 километров в час. Такое же светлое будущее Н. Лямов обещает и нам – особенно после того, как в Москве заработает интеллектуальная транспортная система (ИТС), похожая на ту, что регулирует движение в столице Южной Кореи. Конкурс на создание ИТС объявят буквально на днях, а развернется в полную силу она к 2012-2013 году. Система будет состоять из двух модулей: управления транспортными потоками («умные» светофоры, реверсивное движение по полосам, системы информирования водителей о затруднениях движения и т. п.) и управления общественным транспортом. Совместно они переломят ситуацию в столице, но все же придется подождать: Н. Лямов предупредил, что быстрых результатов ждать не стоит, а пробки в столице будут рассасываться постепенно.