Туристов заманивают в нутро АвтоВАЗа
Статьи 9 февраля 2011
Статьи 9 февраля 2011
Туристов заманивают в нутро АвтоВАЗа
В Европе действительно устраивают экскурсии по автозаводам, но там речь идет об эсклюзивных автомобилях, настоящем искусстве. Другое дело наша российская действительность...
Недавно тольяттинские СМИ сообщили, что тольятинские власти рассматривают вопрос об организации регулярных эскурсий на АвтоВАЗе с целью привлчения внимания туристов. Интересная идея. Я знаю, что даже в Тольятти есть люди, которым не доводилось побывать на заводе, и они имеют смутное представление о реальном масштабе предприятия. Но местная мэрия явно переоценивает интерес публики к градообразующему предприятию.

В новогодние праздники я столкнулась с необходимостью показать что-нибудь интересное в Тольятти – и это оказалось проблемой.
Для тольяттинцев некими условными достопримечательностями выступает вазовская «высотка», стелла «Ладья» ну и, конечно, сам ВАЗ – огромный автозавод, о масштабах которого в Москве в основном не имеют реального представления. Единственным более или менее уникальным объектом опять же выступает технический музей ВАЗа, созданный не так давно, уже при "Ростехнологиях", где, впрочем, собраны вовсе не автомобили, а преимущественно военная техника. 

АвтоВАЗ готов удивлять туристов чем угодно, только не автомобилями

Настоящая подводная лодка в техническом музее АвтоВАЗа
К сожалению, ВАЗ – это первое, что приходит в голову при мыслях о тольяттинских достопримечательностях. И в этом смысле экскурсии по заводу выглядят вполне логичным решением. Однако, на мой взгляд, у тольяттинкой мэрии все же предвзятое мнение о том, насколько Волжский автозавод и его судьба действительно интересны обществу. Пройтись вдоль действуюйщего конвейра – не такое уж уникальное развлечение, а больше смотреть на современном ВАЗе, пожалуй, и нечего.
В Европе действительно устраивают экскурсии по автозаводам , но там речь идет об эсклюзивных автомобилях, настоящем искусстве, техническом совершенстве. Дизайн-центры, музеи заводов Mercedes-Benz и Porsche в Штутгарте, например, безусловно являются яркими туристическими объектами и принимают тысячи туристов в год. И по самим заводам тоже реально пройтись, предварительно записавшись в городском отделе туризма.
Другое дело наша российская действительность. Даже если тольяттинский завод перейдет на производство иномарок в виде Renault и Nissan, вряд ли туристам будет интересно за этим наблюдать.
Будучи ребенком, я часто бывала на ВАЗе в качестве «гостя» и помню свои детские ощущения, восприятие чего-то огромного, фырчащего, пыхтящего, пафосного, шумного – и – даже загадочного. Помню, часто водили на ВАЗ и школьные экскурсии, в частности, потому, что на заводе была собрана самая современная компьютерная техника, и мы таким образом приобщались к ЭВМ. В студенчестве и позже, работая журналистом, бывала неоднократно, и, на самом деле, действительно любопытно было наблюдать за жизнью огромного организма, где порой можно было встретить киоски "ремонт обуви", "ремонт ключей", не говоря уже о бибилиотеках, конференц-залах, кафе и т.д. В этом году мне снова довелось побывать в вазовском НТЦ , причем в самой его "креативной части", в дизайн-бюро – совсем другое дело: унылое запустение. Пустые столы и корридоры, огромные пустые застекленные пространства. Тишина.
На ВАЗе подтвердили, что ведут переговоры с Министерством спорта, туризма и молодежной политики Самарской области, а также с профильным департаментом мэрии Тольятти переговоры о разработке программы экскурсий на заводе. В этой программе, сказали на ВАЗе, должны быть проработаны, в частности, такие вопросы, как основные экономические параметры проекта, разделение обязанностей между его участниками, примерная численность туристов, необходимая и возможная периодичность посещения завода, безопасность и пр.
"В адрес АвтоВАЗа периодически поступают предложения по организации экскурсий на предприятие, – сообщили на заводе. – АвтоВАЗ в принципе готов принимать гостей, рассказывать и показывать им, как производятся самые популярные в стране автомобили LADA. Но, конечно, любая экскурсионная деятельность на действующий автозавод должна быть соответствующе организована и регламентирована. Главный вопрос здесь – абсолютная безопасность людей и детальная проработка маршрута. С одной стороны, он должен быть интересен для посетителей, а с другой – экскурсии не должны мешать процессу производства автомобилей LADA".
Однако, к сожалению, на ВАЗе не смогли рассказать, что же интересного они могут предложить посмотреть посетителям. Даже экспериментальные автомобильные образцы прошлых лет, которые вроде бы можно увидеть при большом желании в разных городских выставочных центрах, все местные видели не один раз, если уж даже на тольяттинском автосалоне 2010 они составили основную экспозицию АвтоВАЗа. Эти же прототипы не раз привозились в Москву...

   


Некоторые из вазовских экспериментальных моделей разных лет
Самое интересное – это, конечно, уникальная испытательная лаборатория ВАЗа, ценность которой отмечают даже в Рено-Ниссан . Сегодня она практически не востребована, вот куда можно водить туристов и студентов).
Увы, даже в Европе попасть в серьезные испытательные центры почти нельзя – берегут ноу-хау. Но АвтоВАЗу-то беречь, вроде бы, уже нечего...

Перейти к оригиналу статьи на блогах autonews >>
Комментарии