branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

В 2011 году иномарок на всех не хватит

Несмотря на восстановление рынка, дилеры по-прежнему переживают дефицит новых иномарок. Что на самом деле происходит в регионах, как себя чувствуют дилеры, какие машины метят в бестселлеры-2011? Об этом в своем блоге на AutoNews рассуждает гендиректор PSB Consulting Олег Мосеев...
За неполный месяц нового года удалось побывать с командировками в Ставрополе, Иванове, Казани, Тюмени, и не могу не поделиться наблюдениями о ситуации на региональных рынках авторитейла.
Если говорить коротко, то ситуация везде одинаковая: рынок растет быстрыми темпами, спрос на автомобили огромный. Сегодня региональные дилеры возвращаются к нормальной работе. Те, кто с 2009 года выживал только за счет сервиса, активно возобновляет продажи. Отчеты демонстрируют рост по отношению и к предыдущему месяцу, и к прошлому году. Конечно, это эффект низкой базы, но радует то, что положительная динамика идет от месяца к месяцу, и то, что спрос на автомобили в регионах восстанавливается. Более того, дилеры уже столкнулись с дефицитом автомобилей. Причем эта ситуация характерна практически для всех регионов и практически для всех марок.


И импортеры, и сами ритейлеры, похоже, не были готовы к такой ситуации, явно «не допланировав» поставки машин на текущий год. Дефицит наметился еще в прошлом году, но тогда это было вполне объяснимо – в конце 2009-го мало кто ожидал такого быстрого восстановления спроса в 2010-м. Почему производители и дилеры не увеличили планы, уловив более или менее стабильные признаки роста? Ответов несколько: кто-то подстраховался, кто-то сознательно сделал ставку на рост по чуть-чуть, кто-то из импортеров объективно не может увеличить поставки.
Нехватка автомобилей, скорее всего, в течение всего первого полугодия будет вносить коррективы в работу региональных дилеров, не позволяя в полной мере удовлетворить спрос и продемонстрировать максимальные показатели продаж. Тем не менее, на мой взгляд, регионы в этом году вырастут больше рынка (в целом продажи по России будет рост 25-30%). А динамика роста будет зависеть от самого региона: чем сильнее упал данный рынок, тем более стремительный взлет он покажет (тот же эффект низкой базы). Быстрый взлет, на мой взгляд, ждет и те регионы, в которых сохранились сильные игроки-авторитейлеры, равно, как и те, где произошла смена лидера. Безусловно, спрос на разные марки будет разный. Не сомневаюсь, что отличные результаты продаж покажет в этом году Hyundai, попав точно в десятку с новинкой Solaris, а вот в перспективах нишевых марок (к примеру, особо неэкономичных и не самых дешевых в эксплуатации «американцев») сильно сомневаюсь. Согласен с другими экспертами, которые прогнозируют основной рост в сегменте автомобилей, собранных в России. Думаю, что эта тенденция будет характерна на протяжении не одного года.
Может ли что-то омрачить настроение дилерам? На мой взгляд, есть несколько рисков, которые несут угрозу восстанавливающемуся рынку. Прежде всего, это влияние макроэкономических факторов. Россия очень зависима от стабильности мировых рынков, рубль чутко реагирует на валютные колебания, да и доходы населения растут не столь быстро, чтобы обеспечить устойчивый и планомерный рост спроса на дорогостоящие товары. Не стоит забывать, что пока в России действуют государственные стимулирующие программы, и их отмена, как показывает опыт всех стран, неминуемо приведет к спаду. А вероятность того, что программы утилизации и льготного кредитования отменят в текущем году, очень велика (не могут же они работать вечно!).
Наконец, еще одно наблюдение, которым не могу не поделиться с читателями. Знакомство с автобизнесом в регионах лишний раз убедило меня в истине, что любые проблемы нельзя замалчивать, прятаться от них, надеяться, что неприятность рассосется сама. Если есть проблема, ее нужно своевременно решать! Речь идет о дилерах, попавших в сложное положение с началом кризиса. Вместо того чтобы идти и договариваться с банками о реструктуризации задолженности, а с представительствами – о выработке стратегии взаимодействия в сложной ситуации, они делали вид, что у них все хорошо, уходили от принятия адекватных мер, попросту «играли в прятки». В итоге все закончилось плохо – потерей дилерства или полной потерей бизнеса. Не хочу приводить примеры такого неправильного поведения - названия этих компаний легко устанавливаются, достаточно посмотреть архивы новостей за прошлый год. Все лишившиеся дилерства, обанкротившиеся, поглощенные – как раз эти самые любители «пряток». Те же из игроков, кто принял единственно верное решение – не прятаться от проблемы, а решать ее, - сохранили бизнес и сегодня возвращаются к нормальной жизни.
Впрочем, этот совет актуален не только для региональных автодилеров, да и не только для автодилеров – для компании любого бизнеса. Проблемы нужно решать по мере их возникновения. И еще один универсальный совет - не впадать в эйфорию, несмотря на то, что рынок вроде бы растет, и видимых причин для негативных изменений нет. Наверное, и сегодня совет надеяться на лучшее, но готовиться к худшему, не теряет своей актуальности.

Перейти к оригиналу статьи на блогах autonews >>