branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Россия станет главным авторынком Европы

У России есть шанс не просто вернуться на докризисный уровень продаж автомобилей, но и впервые в истории стать крупнейшим авторынком Европы. В этом нам поможет государственная программа утилизации и доступные автокредиты...
В 2010 году Россия превзошла самые смелые прогнозы экспертов: вместо 1,5 млн автомобилей (как предполагалось в начале года) и 1,7 млн (в середине) объем легкового авторынка составил 1,76 млн автомобилей общей стоимостью 33,7 млрд долларов. С такими данными выступил накануне, 20 января, Стэнли Рут, партнер и руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России. Показатели первого посткризисного 2009 года эти цифры превысили соответственно на 30% и 31%. В сравнении с основными мировыми авторынками Россия уверенно обогнала по темпам прироста США и Бразилию (по +11%), а также Японию (+7%), не говоря уже о Евросоюзе (-5,5%). В одном темпе с нами рос только авторынок Китая, прибавивший в 2010 году 33%. Но с новым мировым лидером авторынка, поглощающим по 18 миллионов новых машин в год, Россия, конечно, тягаться не может – как, впрочем, не может в настоящее время ни одна другая страна.


Основной причиной настолько уверенного восстановления авторынка в России стала масштабная программа государственной поддержки. По данным С. Рута, госпрограммы утилизации и субсидирования, дополнительные программы стимулирования потребителей в регионах со стороны самих автопроизводителей, а также более легкий доступ к автокредитам стали тем самым локомотивом продаж, которого так не хватало в прошлом году в Европе (напомним, большинство стран Евросоюза начали свои программы стимулирования спроса раньше, чем Россия, но и закончили также раньше – в основном к началу-середине 2010 года).

Госпрограмма утилизации стала одним из локомотивов продаж



В 2011 году Россия продолжит наращивать темпы восстановления авторынка, но скорость этого процесса эксперты пока назвать не могут. Реалистичный сценарий PwC предполагает рост на 20%, до 2,1 млн единиц, оптимистичный – на 35%, до 2,4 млн. К какому из них склонится отечественный автобизнес, пока сказать сложно: на итоговые цифры будет влиять и глобальная экономическая ситуация, и господдержка (или ее отсуствие), и даже такой фактор, как состояние дорожной инфраструктуры.

Эксперт считает, что в наступившем году продолжится рост сегмента собранных в России иномарок за счет отечественных автомобилей и импортируемых моделей. Так, по оптимистическому сценарию PricewaterhouseCoopers, продажи российских брендов в 2011 году вырастут всего на 5%, до 580 тысяч единиц, иномарок же российского производства – на 80%, до 1,1 млн штук. Импортных автомобилей будет ввезено около 720 тысяч (+20%). Уверенность в таком сценарии аналитикам дает продление срока действия заградительных пошлин на иномарки до 2016 года, а также стремительный рост российской промсборки на фоне включения все новых моделей в список субсидируемых государством.

Продажи иномарок российского производства вырастут на 80%



Если заглянуть в более отдаленное будущее, то в среднесрочной перспективе Россия может впервые в своей истории стать самым крупным в Европе автомобильным рынком. Уверенность в этом выразил на днях глава Минпромторга Виктор Христенко. По его словам, вернуться к докризисному уровню продаж автомобилей (2,8-2,9 млн единиц) РФ может уже к середине 2013 года, а в 2014 году станет рынком номер один в Европе, преодолев отметку в 3 миллиона автомобилей. Однако для реализации этого сценария Германии, которая сейчас является крупнейшим авторынком Старого Света, придется еще четыре года оставаться на отметке 2010-го (2,9 млн автомобилей). Также не стоит сбрасывать со счетов Францию (2,25 млн проданных в 2010 году автомобилей) и Великобританию (2,03 млн).