Кому достанется российский авторынок
Кому достанется российский авторынок
Статьи 11 января 2011
Статьи 11 января 2011
Кому достанется российский авторынок
Новые правила промсборки нанесут удар по позициям иностранных производителей в России. О том, кому достанется «входной билет», а значит, и российский рынок, рассуждает гендиректор «Ауди Центра на Таганке» и блогер AutoNews Владимир Моженков...
Кому достанется российский авторынок 
Я в автомобильном бизнесе уже двадцать лет и, если бы кто-нибудь в 90-е годы сказал мне, что в 2000 году я буду возглавлять лучший дилерский центр Audi в России, я ответил бы: «Ребята, это сон – не надо розовых очков». Но в тоже время, если бы в 2000 году мне сказали, что в 2010 году Ауди Центр Таганка продаст более двух тысяч автомобилей, – а это лучший показатель в Восточной Европе – моя реакция была бы та же: «Не надо сказок».
Как заглянуть в будущее? Что будет через 10 лет в России? В настоящее время большинство автопроизводителей считают российский рынок одним из самых перспективных. Поэтому, конечно, всем интересно, как будет развиваться автомобильный рынок.


27 декабря 2010 года Минэкономразвития, Минпромторг и Минфин подписали совместный приказ, регламентирующий новые условия промсборки автомобилей в России, принятие и соблюдение которых станут своего рода «входным билетом» для автоконцернов на наш рынок. И цена этого билета: 500 млн. инвестиций, сборка минимум 300 тыс. автомобилей и минимум 200 тыс. двигателей и коробок передач, и плюс корпусная сборка. Кто этот «билет» купит, тот, на мой взгляд, и получит стратегическое преимущество. Российский рынок рано или поздно все же выйдет на объем 3-4 млн. автомобилей и тот, кто уже сейчас инвестирует деньги и построит не один завод, а два-три, и будет выпускать 400-500 тыс. автомобилей, тот и будет лидером на рынке.
Мне кажется, что это вполне под силу концернам Volkswagen, Renault-Nissan и Hyundai-KIA.
Я очень отчетливо помню одну из дилерских конференций в 2004 году, когда нам сообщили, что стратегия Volkswagen – идти в Китай. Мы в недоумении переглядывались и про себя думали: «Какие-то непонятные ребята - какой Китай?! Что там делать?!». Тогда только один VW понимал и видел все возможности этого рынка. Поэтому я думаю, что и Россию VW уже выбрал. И теперь концерну, чтобы получить стратегическое преимущество, необходимо построить второй завод. Такая расстановка сил позволит: а) разместить всю линейку VW, б) производить всю линейку Skoda и отчасти Suzuki ( вряд ли Suzuki построит отдельный завод, а VW имеет 20% акций в Suzuki), в) собирать Audi. Концерн Volkswagen за счёт широкой линейки модельного ряда легковых и коммерческих автоомбилей, и брендов в разных сегментах способен выпускать 300-500 тыс. автомобилей, и самое главное – продавать их.
А вот Renault-Nissan нужно уходить из Москвы, потому что Москва это: а) дорогая земля, б) дорогая аренда, в) дорогие коммуникации, г) дорогая рабочая сила, д) дорогие московские чиновники. То есть, развивать здесь завод, в Москве, – мне кажется неэффективным. А вот на мощностях ВАЗа развивать производство в несколько сот тысяч автомобилей, мне думается, вполне реальным и правильным решением. Хотя Nissan будет развиваться в Санкт-Петербурге.
Альянс Hyundai-KIA - настоящий «корейский дракон». Он ведет очень активную и агрессивную политику, причем стратегически выверенную. Если они построят в России такой же технологически оснащенный завод, как и в Словакии, то у них появится шанс занять лидирующие позиции на нашем рынке.
Кто может еще купить «билет»?
Потенциал для покупки «входного билета» есть у Toyota. Выпускать минимум 300 тысяч автомобилей может Ford. Есть шанс у General Motors , после удачного IPO GM в Америке чувствует себя сейчас хорошо. Но если вспомнить неудачную покупку Opel, то мы знаем, что у нашего Премьер-министра очень хорошая память, и в России GM будет, наверное, немного трудно.
Есть нюансы.
Автопроизводитель должен быть достаточно финансово стабильным, чтобы иметь возможность вкладывать десятки миллиардов евро в развитие продукта. У него должен быть компетентный представитель в России, который может позволить себе вкладывать серьезные суммы в рекламу, маркетинг и поддержку дилерской сети. Важным звеном является мотивированная, агрессивная, амбициозная и, самое главное, профессиональная дилерская сеть. Каждый из этих элементов является очень важной составляющей для успешного развития в России: не будет хорошего представителя с хорошим продуктом, то не будет ничего, но если будет хороший продукт, а представитель в России слабый, то говорить об успехе сложно. Инвестирование в технологии и лучших конструкторов позволят создавать лучший автомобиль по качеству и дизайну. Если у меня есть финансовые возможности и сильный бренд, то я установлю и с поставщиками достойные контакты. Важно также поддерживать дилеров, потому что финансовая состоятельность дилера – это залог успеха производителя.
А ещё должна быть организована сеть производителей автокомплектующих в России.
Мы стоим на пороге великого передела.
Группа «ГАЗ» уже почти ушла с рынка легковых автомобилей, её место заняли наши уважаемые иномарки. Следом уйдет ВАЗ, а это минимум 500 тысяч автомобилей. Плюс, многие россияне, которые не имеют автомобиля, хотят его приобрести. А владельцы подержанных автомобилей пожелают обменять их на новые. Получается очень солидный «кусок пирога», за который и будет идти борьба.   Она развернётся в массовом сегменте среди автомобилей стоимостью 350-500 тыс. рублей.
Что будет с «середнячками»?
«Середнячки» - это те, кто понимает, что «входной билет» за 500 миллионов им не купить. Они будут какое-то время ещё удерживать свою долю рынка, но потом начнут её терять. В выигрыше останутся только те, кто будет инвестировать. За бортом останутся: Chrysler , Mazda, Honda, Subaru, Volvo, Saab, Seat тем более, Alfa Romeo, Land Rover и, как ни странно, BMW и Mercedes. Данные производители с трудом смогут выдерживать конкуренцию, только за счёт за счет снижения маржи производителя, импортёра и дилера.
BMW и Mercedes со временем начнут уступать свои доли рынка Audi, так как у концерна Volkswagen будет больше возможностей вкладывать в разработку и совершенствование новых моделей Audi, благодаря общему объему продаж, растущему из года в год, льготам на комплектующие и низкую себестоимость автомобиля за счет производства на территории РФ. В том, что Volkswagen со временем развернёт сборку Audi в России я даже не сомневаюсь.
Nissanу по силам через несколько лет развернуть небольшую сборку Infiniti и получить преференции. Такая возможность есть и у Toyota для своего премиального бренда Lexus.
На рынке уже сложился определенный слой потребителей, которые какие-то марки приемлют, а какие-то нет. Так, у Chrysler сейчас «второй брак» с Fiat, но я уверен, что их ждёт очередной развод. Chrysler на российском авторынке никогда не приживется: во-первых, мне кажется, он никогда не построит завод, а во-вторых, очень мало перспектив с таким вторичным рынком – новый автомобиль покупается за не очень большие деньги, а потом продается практически за бесценок, потому что не пользуется потребительской популярностью.
Seat не успел завоевать должного уважения на рынке. Автомобиль по качеству очень хороший, в Южной Америке и в Южной Европе пользуется популярностью, но в Россию очень поздно пришел и не развил дилерскую сеть. Даже если что-либо измениться и Seat останется, то ему надо будет как-то расходиться с автомобилями Skoda и отчасти даже с Volkswagen.
Fiat находится сейчас в стадии переговоров с Volkswagen о продаже Alfa Romeo. Считаю, что если эта сделка состоится, то это будет самый разумный шаг итальянцев. Volkswagen по силам усилить Alfa Romeo и сделать из неё достойный конкурентоспособный автомобиль. А через несколько лет собирать Alfa Romeo в России.
Я слышал, Mazda планирует построить завод в Нижнем Новгороде. Как это будет осуществлено и о каких количествах речь – вопрос. Доля владения Ford акциями Mazda с каждым годом всё меньше и меньше – он их продает. Ford, возможно, в будущем справится со своими проблемами, а от Mazda он открещивается уже сейчас. А дальше давайте рассуждать логически: чтобы остаться и закрепить свои позиции на рынке, нужен определенный объем продаж. Сколько Mazda может продать? Сомневаюсь, что 300 тысяч. Допустим, построят завод через два года и заложат двукратный рост. И сколько они продадут? С трудом 50 тысяч автомобилей. А строить завод на 50 тысяч – это убытки. Видите, как эти «середнячки» выпадают перед таким выбором? Не придешь в Россию с заводом, со своим производством, с каждым годом у тебя будут «отщипывать» долю те, кто пришел. Придешь – другая ситуация: нужно количество.
Знаете, лет через десять мы с вами будем видеть наши российские иномарки, и только их. И смотреть на «ВАЗы-ГАЗы», как мы сейчас смотрим на «Запорожцы» и «Победы». А вообще будущее за электромобилями. Через 10-15 лет на автомобиль на бензине или дизеле мы будем смотреть, как на динозавра. Время покажет. А мы пока ждём перемен на автомобильном рынке России.


Перейти к оригиналу статьи на блогах autonews >>
Комментарии