branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

У москвичей будут отбирать автомобили

Глава столичного ГУВД выступил с сенсационной инициативой: у частных извозчиков, по его мнению, надо конфисковывать машины. В группе риска любой москвич, который решит подзаработать на бензин...
Накануне глава ГУВД г. Москвы Владимир Колокольцев выступил с крайне радикальным предложением отбирать автомобили у частных перевозчиков, работающих без регистрации. Как признался главный милиционер города на встрече с представителями общественности, «штраф на нелегалов не действует». «Чисто милицейскими методами задержать данного водителя и привлечь его к ответственности очень сложно. Необходим весь комплекс мер, вплоть до изъятия транспортного средства и отстранения водителя от такого рода частного предпринимательства», – добавил В. Колокольцев. Соответствующие поправки он предлагает внести в Кодекс об административных правонарушениях.

В российской блогосфере эта новость вызвала живой резонанс, в основном отрицательного характера. Комментаторы практически единогласно назвали инициативу главы ГУВД вредной и невыполнимой, указав на необходимость регулирования рынка услуг такси рыночными, а не административными методами. Помимо этого, считают российские автовладельцы, подобные меры неминуемо столкнутся с чисто техническими препятствиями – например нехваткой штрафстоянок для хранения изъятых автомобилей или неясностью механизмов дальнейшей реализации (утилизации, возврата владельцу) этих машин.

Между тем «закручивание гаек» в отношении московских частных извозчиков началось далеко не вчера. Еще в середине прошлого года ОАО «РЖД» и правительство Москвы подписали документ «О взаимодействии в области обеспечения качественного удовлетворения потребностей пассажиров, их безопасности на железнодорожных вокзалах города Москвы и прилегающих к ним территориях на 2009-2011 гг.». Это соглашение стало следствием поручения премьер-министра РФ Владимира Путина декриминализировать ситуацию на вокзалах.

С соглашением в руках московское правительство развернуло настоящую войну с нелегальным (а зачастую и криминальным) извозом у столичных вокзалов. Тогда предполагалось изгнать с «хлебных» мест у вокзалов всех частных перевозчиков и передать функцию развоза по городу гостей столицы специализированным фирмам. В ноябре 2009 г. был проведен аукцион, который выиграли компании «Такси Настроение» и «Новая волна». Согласно партнерским соглашениям, обе компании получили право использовать товарный знак «РЖД-такси» на период до 2019 года, а также возможность оказывать услуги такси и на других железнодорожных вокзалах Российской Федерации в 2009-2019 годах.

Дирекция железнодорожных вокзалов выделила компаниям-победителям специализированные парковочные места на привокзальных площадях, а также специальные стойки для оформления поездок внутри вокзалов. Отметим, что схожие меры были приняты и в аэропортах Москвы – там также появились «свои» перевозчики.

Однако как на железнодорожных вокзалах, так и в аэропортах цивилизованно решить проблему не удалось. Частные извозчики никуда не делись – они по-прежнему облепляют каждого приехавшего или прилетевшего с криками «Такси недорого!» и «Куда едем?», а их сомнительные средства передвижения все так же стоят на самых ближних к вокзалам парковочных местах.

Примерно такой же неудачей закончились прошлогодние планы московского правительства разобраться с нелегальными междугородными автобусными перевозками. Предполагалось, что любые перевозки на автобусах от железнодорожных вокзалов будут запрещены в принципе, легальных операторов переместят на восемь автовокзалов на периферии Москвы, к этим точкам пустят бесплатные шаттлы, а не имеющих соответствующей лицензии перевозчиков запретят как класс. Но и в этом случае справиться с беспределом не удалось: изгнанные с вокзалов автобусы просто переместились в окрестные дворы. «Перевозчики перешли на нелегальное положение, а продажа билетов на рейсы ведется из легковых автомобилей, припаркованных на официальной стоянке, – сообщали тогда новостные агентства. – Местные жители и пассажиры протестуют против нововведений, считая, что система междугородных автобусных перевозок стала еще более неудобной и небезопасной».

В то же время юристы напоминают, что по существующему законодательству привлечь человека к ответственности за частный извоз сложно. Статья 14.1 КоАП РФ («Незаконное предпринимательство»), регулирующая этот аспект, применима лишь в том случае, если предпринимательство осуществлялось систематически, то есть если вас поймали за оказанием услуг такси не менее трех раз. В случае же первой остановки извозчик имеет полное право написать в протоколе «Систематической предпринимательской деятельностью не занимаюсь. Оказал возмездную услугу первый раз», и обвинителю в суде будет крайне сложно доказать обратное без документальных подтверждений. В Коллегии правовой защиты автовладельцев напомнили, что пытаться «решить вопрос на месте» при помощи взятки не следует ни в коем случае: статья КоАП о незаконном предпринимательстве (штраф с физлица – не более 5000 рублей) может обернуться гораздо более серьезной статьей 291 УК РФ о даче взятки, влекущей штраф размером до полумиллиона рублей или лишение свободы на срок до восьми лет.