Зима, как это водится в России, подкралась незаметно и застала коммунальные службы врасплох. Пока автомобили буксуют в снежной каше, а пешеходы уворачиваются от сосулек, чиновники с энтузиазмом обсуждают план действий... на будущий год.
То ли смена московского руководства тому виной, то ли природа окончательно сошла с ума, но осенне-зимний сезон на дорогах Москвы в этом году переносится гораздо тяжелее, чем в прошлом. Любой каприз погоды – будь то дождь, снег или мороз – как по волшебству оборачивается заторами, и автомобилисты вполне могут предсказать график пробок на ближайшие сутки по метеопрогнозу.
Многотысячная армия специализированной техники демонстрирует парадоксальные результаты. С одной стороны, она есть и работает: каждый московский автомобилист видел, как в самый разгар снегопада по трассе движется косым уступом колонна оранжевых снегоочистителей, полностью перекрывая трафик. С другой стороны, плоды ее работы таковы, что впору задуматься о диверсии: отвратительная, не замерзающая даже в минус 20 бурая каша там, куда сыпали реагенты, и отполированный щетками до состояния катка лед – там, где обходились подметанием.
Похоже, что в столичном ЖКХ тоже задались вопросом, а к этому ли результату стремились. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды подготовили и вывесили на всеобщее обозрение громадный документ под названием «Новая редакция технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм в рамках подготовки к государственной экологической экспертизе». Документ находится на сайте dgkh.ru (хотя найти его там под силу только опытному разведчику), занимает 46 страниц и предлагается к общественному обсуждению.
Как рассказал в интервью изданию московской мэрии «Тверская, 13» глава Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Андрей Цыбин, любой россиянин, нашедший, осиливший и осмысливший этот проект, сможет направить в департамент свои замечания и предложения, и они будут обязательно учтены. Письма (причем только бумажные, никакого электронного документооборота в сфере ЖКХ не приемлют) должны быть отправлены в течение 30 дней после публикации проекта, а с февраля по апрель предполагается провести общественные слушания. Небезынтересно отметить, что эти 30 дней придется отсчитывать от произвольной даты – число и месяц публикации проекта на сайте не указаны.
А. Цыбин считает, что хотя «официальная формулировка общественных слушаний для простого гражданина звучит несколько замысловато и длинно, однако, я думаю, она понятна и актуальна фактически для каждого жителя Москвы». Формулировка – возможно; но вот содержание проекта доступно в полной мере лишь специалистам: физикам, химикам, выпускникам МАДИ. Средний горожанин, интересующийся тем, когда снегопады перестанут парализовывать всяческое движение в Москве, вряд ли сможет оценить, подходит ли для использования в столице реагент с валовым содержанием кадмия, равным 2 мг/кг или же насколько хороши для распределения реагента специализированные машины типа «МКДС-2204». А ведь это еще далеко не самые сложные для понимания пассажи документа!
Тем не менее, рапортует А. Цыбин, закон «Об экологической экспертизе» соблюден: формально москвичи допущены к обсуждению, и, возможно, департамент даже получит какое-то количество предложений. Но реализованы они будут в лучшем случае к следующей зиме (еще один парадокс: на титульном листе проекта значится, что технология будет применяться начиная с зимы 2010-2011 г., но от этой зимы прошла уже четверть и, кроме того, все чиновники, имеющие отношение к программе, неоднократно заявляли, что раньше следующего зимнего сезона ее не запустят). Вполне вероятно даже, что новая технология действительно окажется современной, удобной и экологичной, и метеослужбы наконец-то перестанут служить для москвичей аналогом «Яндекс.Пробок». Однако не дает покоя вопрос, почему в Департаменте ЖКХ не подготовили такой полезный и нужный документ на несколько месяцев раньше, чтобы успеть к этой, а не к следующей зиме. Не потому ли, что сезон 2011-2012 года будет предвыборным, и через год голоса довольных (или недовольных) автомобилистов будут стоить гораздо дороже, чем сейчас?
То ли смена московского руководства тому виной, то ли природа окончательно сошла с ума, но осенне-зимний сезон на дорогах Москвы в этом году переносится гораздо тяжелее, чем в прошлом. Любой каприз погоды – будь то дождь, снег или мороз – как по волшебству оборачивается заторами, и автомобилисты вполне могут предсказать график пробок на ближайшие сутки по метеопрогнозу.
Многотысячная армия специализированной техники демонстрирует парадоксальные результаты. С одной стороны, она есть и работает: каждый московский автомобилист видел, как в самый разгар снегопада по трассе движется косым уступом колонна оранжевых снегоочистителей, полностью перекрывая трафик. С другой стороны, плоды ее работы таковы, что впору задуматься о диверсии: отвратительная, не замерзающая даже в минус 20 бурая каша там, куда сыпали реагенты, и отполированный щетками до состояния катка лед – там, где обходились подметанием.
Похоже, что в столичном ЖКХ тоже задались вопросом, а к этому ли результату стремились. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды подготовили и вывесили на всеобщее обозрение громадный документ под названием «Новая редакция технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм в рамках подготовки к государственной экологической экспертизе». Документ находится на сайте dgkh.ru (хотя найти его там под силу только опытному разведчику), занимает 46 страниц и предлагается к общественному обсуждению.
Как рассказал в интервью изданию московской мэрии «Тверская, 13» глава Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Андрей Цыбин, любой россиянин, нашедший, осиливший и осмысливший этот проект, сможет направить в департамент свои замечания и предложения, и они будут обязательно учтены. Письма (причем только бумажные, никакого электронного документооборота в сфере ЖКХ не приемлют) должны быть отправлены в течение 30 дней после публикации проекта, а с февраля по апрель предполагается провести общественные слушания. Небезынтересно отметить, что эти 30 дней придется отсчитывать от произвольной даты – число и месяц публикации проекта на сайте не указаны.
А. Цыбин считает, что хотя «официальная формулировка общественных слушаний для простого гражданина звучит несколько замысловато и длинно, однако, я думаю, она понятна и актуальна фактически для каждого жителя Москвы». Формулировка – возможно; но вот содержание проекта доступно в полной мере лишь специалистам: физикам, химикам, выпускникам МАДИ. Средний горожанин, интересующийся тем, когда снегопады перестанут парализовывать всяческое движение в Москве, вряд ли сможет оценить, подходит ли для использования в столице реагент с валовым содержанием кадмия, равным 2 мг/кг или же насколько хороши для распределения реагента специализированные машины типа «МКДС-2204». А ведь это еще далеко не самые сложные для понимания пассажи документа!
Тем не менее, рапортует А. Цыбин, закон «Об экологической экспертизе» соблюден: формально москвичи допущены к обсуждению, и, возможно, департамент даже получит какое-то количество предложений. Но реализованы они будут в лучшем случае к следующей зиме (еще один парадокс: на титульном листе проекта значится, что технология будет применяться начиная с зимы 2010-2011 г., но от этой зимы прошла уже четверть и, кроме того, все чиновники, имеющие отношение к программе, неоднократно заявляли, что раньше следующего зимнего сезона ее не запустят). Вполне вероятно даже, что новая технология действительно окажется современной, удобной и экологичной, и метеослужбы наконец-то перестанут служить для москвичей аналогом «Яндекс.Пробок». Однако не дает покоя вопрос, почему в Департаменте ЖКХ не подготовили такой полезный и нужный документ на несколько месяцев раньше, чтобы успеть к этой, а не к следующей зиме. Не потому ли, что сезон 2011-2012 года будет предвыборным, и через год голоса довольных (или недовольных) автомобилистов будут стоить гораздо дороже, чем сейчас?