Где лучше всего покупать автомобили
Статьи 21 декабря 2010
Статьи 21 декабря 2010
Где лучше всего покупать автомобили
Лучше всего автодилеры иномарок работают в Москве, Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге. Именно в этих городах продается наибольшее количество машин в среднем на один дилерский центр. А вот иномарочные дилеры Тольятти значительно сдали позиции, уступив даже Владивостоку, где еще пару лет назад официальных дилеров не было и в помине...
В каких городах работают лучшие автодилеры 
Непосредственный контакт автопроизводителя с клиентами происходит в точках продаж новых автомобилей – автодилерских центрах. Для каждой марки автомобилей чрезвычайно важно наличие собственной сети дилерских центров и качество их работы. В богатых и крупных городах бизнес вести намного проще – от покупателей нет отбоя. В каких городах больше всего дилеров иномарок и насколько эффективно они работают? Аналитики агентства «Автостат» составили рейтинг городов в зависимости от эффективности работы дилеров, которая определялась по среднему показателю продаж на один городской автоцентр.

С большим отрывом лидирует Москва, где 441 дилерский центр за десять месяцев 2010 года продали в среднем по 851 иномарке. Как поясняют эксперты, огромное преимущество над остальными объясняется тем, что через московских дилеров реализуются автомобили для субдилеров в регионах. Второе место по «нагрузке» дилеров у Ростова-на-Дону, где 49 автоцентров продали в среднем по 502 иномарки. Замыкает «тройку» лидеров Санкт-Петербург с показателем 466 автомобилей на дилера, хотя по количеству автосалонов Северная столица уступает лишь Москве – 199 штук. С большой нагрузкой работают дилеры Краснодара, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Уфы, Самары, Сургута и Тюмени. В этих городах автосалоны с января по октябрь 2010 года продали в среднем по 350-500 автомобилей. Однако эти результаты еще очень далеки от показателей 2008 года, когда дилер в регионах-лидерах в среднем реализовывал тысячу иномарок, отмечают аналитики. Поэтому роста дилерских сетей внутри городов не происходит, а расширение сетей по ряду марок происходит за счет экспансии компаний в регионах, где ранее официальных дилеров не было. Здесь очень важно организовать дилерский центр в том регионе, где автомобили конкретной марки считаются популярными и известными. Так, после строительства завода Peugeot под Калугой весь регион узнал эту марку и проявляет к ней огромный интерес. Так, первый дилер Peugeot в небольшой Калуге всего с 300-тысячным населением, открывшийся в сентябре 2010 года, продает по 35-40 автомобилей в месяц.

Стоит отметить, что по сравнению с докризисным 2008 годом значительно ухудшилось положение дилеров Тольятти. Они стали продавать меньше автомобилей (по 215 машин за десять месяцев), несмотря на то что количество иномарочных автосалонов в этом городе сократилось. Даже во Владивостоке продавцы новых иномарок работают более успешно, реализовав в январе-октябре по 314 машин на автоцентр. После введения заградительных пошлин импорт подержанных авто сошел на нет, а в городе появились первые официальные дилеры иномарок. Как отмечают эксперты, заниматься продажей автомобилей на Дальнем Востоке сегодня не менее выгодно, чем в европейской части России.

Всего же в России насчитывается порядка 3,5 тысяч дилерских центров всех марок, официально представленных на авторынке нашей страны. Как отмечают эксперты «Автостата», до начала 90-х годов прошлого века развитием в России сервисно-сбытовой сети всерьез занимался только АвтоВАЗ. Сегодня возраст дилерских сетей иностранных брендов не превышает и двух десятков лет.

Больше всего дилеров в нашей стране по-прежнему имеет АвтоВАЗ, однако за последние годы их количество значительно сократилось. Так, в начале 2000-х годов дилерская сеть Lada включала более 500 автоцентров, а сегодня у АвтоВАЗа насчитывается 357 официальных дилеров, из них около 100 – дочерние компании. Как отмечают эксперты, наиболее проблемным для дилеров Lada стал кризисный 2009 год, когда компания потеряла более 40 своих дилеров, в том числе в результате их банкротства. Между тем АвтоВАЗ не намерен сдавать позиций и продолжит расширять географию своей сервисно-сбытовой сети. Как сообщили в пресс-центре АвтоВАЗа, компания планирует к концу 2012 года увеличить количество дилеров примерно до 600. Этого роста предполагается достичь за счет привлечения независимых компаний, при этом число дочерних дилеров сократится до 35-40. Собственные дилеры нужны АвтоВАЗу для тестирования новых методик продаж, укрепления бренда и получения дополнительной прибыли от продаж, поясняют эксперты.

Из российских автопроизводителей стоит также отметить «ИжАвто», который с запуском производства после полуторагодичного простоя кардинально реорганизовал свою дилерскую сеть. Уже через два месяца после возобновления производства количество дилеров «ИжАвто» перевалило за сотню. «Ижевский автозавод будет продолжать и дальше расширять свое присутствие в регионах страны, чтобы в любом городе нашим покупателям были доступны недорогие и качественные автомобили», – отметил заместитель директора по маркетингу и координации материально-технического снабжения, начальник центра ситуационного анализа Виктор Лашкарев.

Что касается дилеров иномарок, то они начали появляться в России к середине 90-х годов прошлого века, причем их распространение притормозилось после известных событий 1998 года. А бурное развитие иномарочных дилерских сетей началось вместе с ростом рынка легковых автомобилей начиная с 2002 года. При этом, отмечают в «Автостате», рост дилерских сетей всегда отставал от роста авторынка, ведь на строительство шоу-рума уходит не менее одного года. Дилерские сети иностранных марок сегодня весьма разнообразны, так же как и число их дилерских центров. У одних компаний имеются от 10 до 20 дилеров, у других – от 50 до 100, у третьих – более сотни. Аналитики отмечают, что большинство зарубежных автомобильных брендов имеют в России генерального импортера, причем в основном это дочерние структуры автопроизводителей. По словам участников рынка, собственная дистрибуция, очевидно, более выгодное бизнес-предприятие для всех автопроизводителей, и рано или поздно к этому придут все.

Крупнейшей дилерской сетью по продаже и обслуживанию иномарок располагает ТагАЗ: автомобили этого завода сегодня можно купить в 226 дилерских центрах в 90 российских городах. Правда, отмечают эксперты, такое большое количество дилеров ТагАЗа во многом объясняется тем, что компания производит автомобили нескольких марок. К примеру, Hyundai уже имеет в нашей стране солидную дилерскую сеть, поэтому практически во многих мультибрендовых автосалонах марка TagAZ представлена наряду с Hyundai.

В связи с этим лидерство по количеству дилеров среди иномарок, пожалуй, справедливее будет присудить Chevrolet, которая имеет сегодня 149 дилерских центров в России. «Мы, конечно же, пытаемся быть ближе к нашим покупателям, сделать так, чтобы им как можно проще и быстрее было добираться до наших дилерских центров, до сервиса, – говорит PR-менеджер Chevrolet Роман Скольский. – Кроме того, если раньше дилеры располагались в основном в городах-миллионниках, то сейчас имеет смысл открывать центры в более маленьких городах, чтобы не упустить клиента».

Крупнейшими сервисно-сбытовыми сетями в России также располагают KIA (147), «GM-АвтоВАЗ» (136), Hyundai (121). Динамично развиваются дилерские сети таких марок, как Ford, Mitsubishi, Opel, Skoda, Volkswagen и других. При этом, отмечают эксперты, наиболее активно развиваются сервисно-сбытовые сети тех иностранных автопроизводителей, которые организуют в нашей стране промышленную сборку своих моделей.

Среди дилерских сетей стоит отметить Uz-Daewoo, которая продолжает придерживаться политики нескольких дистрибьюторов. Сегодня почти в ста российских городах работают 122 дилера марки, функционируют 168 торгово-сервисных центров. Причем из открывшихся с января по ноябрь 2010 года 28 точек 13 расположены в городах с населением до 500 тысяч человек. А в целом в сети наряду с городами-миллионниками довольно много небольших населенных пунктов районного значения, и их число увеличивается. Как говорят маркетологи Uz-Daewoo, эффективно управлять такой сетью централизованно сложно, поэтому существуют региональные дистрибьюторы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Уфе, Тюмени, Екатеринбурге. По их словам, такой подход обеспечивает автопроизводителю контроль за своевременной поставкой автомобилей, запчастей для их обслуживания, оптимизирует транспортные затраты, ассортиментную составляющую. «В конечном итоге работа с дилерами через дистрибьюторские центры позволяет мобильно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и учитывать потребительские предпочтения», – отмечают маркетологи Uz-Daewoo.

В нынешнем году ощутимо снизилось количество дилерских компаний, продающих в России китайские автомобили. Если в 2009 году их насчитывалось порядка 450 (без учета дилеров коммерческих автомобилей), то в 2010 году этот показатель не дотягивает и до 400. По словам участников рынка, часть дилеров обанкротилась, другая часть – просто отказалась от продажи «китайцев». Кроме того, некоторые компании из Поднебесной, такие как FAW и Hafei, просто ушли с российского рынка. А оставшиеся – поняли бессмысленность погони за количеством дилеров, считают эксперты.

Александр Чупров


Комментарии