Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Где лучше всего покупать автомобили
Где лучше всего покупать автомобили
Статьи 21 декабря 2010
Статьи 21 декабря 2010
Где лучше всего покупать автомобили
Лучше всего автодилеры иномарок работают в Москве, Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге. Именно в этих городах продается наибольшее количество машин в среднем на один дилерский центр. А вот иномарочные дилеры Тольятти значительно сдали позиции, уступив даже Владивостоку, где еще пару лет назад официальных дилеров не было и в помине...
В каких городах работают лучшие автодилеры 
Непосредственный контакт автопроизводителя с клиентами происходит в точках продаж новых автомобилей – автодилерских центрах. Для каждой марки автомобилей чрезвычайно важно наличие собственной сети дилерских центров и качество их работы. В богатых и крупных городах бизнес вести намного проще – от покупателей нет отбоя. В каких городах больше всего дилеров иномарок и насколько эффективно они работают? Аналитики агентства «Автостат» составили рейтинг городов в зависимости от эффективности работы дилеров, которая определялась по среднему показателю продаж на один городской автоцентр.

С большим отрывом лидирует Москва, где 441 дилерский центр за десять месяцев 2010 года продали в среднем по 851 иномарке. Как поясняют эксперты, огромное преимущество над остальными объясняется тем, что через московских дилеров реализуются автомобили для субдилеров в регионах. Второе место по «нагрузке» дилеров у Ростова-на-Дону, где 49 автоцентров продали в среднем по 502 иномарки. Замыкает «тройку» лидеров Санкт-Петербург с показателем 466 автомобилей на дилера, хотя по количеству автосалонов Северная столица уступает лишь Москве – 199 штук. С большой нагрузкой работают дилеры Краснодара, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Уфы, Самары, Сургута и Тюмени. В этих городах автосалоны с января по октябрь 2010 года продали в среднем по 350-500 автомобилей. Однако эти результаты еще очень далеки от показателей 2008 года, когда дилер в регионах-лидерах в среднем реализовывал тысячу иномарок, отмечают аналитики. Поэтому роста дилерских сетей внутри городов не происходит, а расширение сетей по ряду марок происходит за счет экспансии компаний в регионах, где ранее официальных дилеров не было. Здесь очень важно организовать дилерский центр в том регионе, где автомобили конкретной марки считаются популярными и известными. Так, после строительства завода Peugeot под Калугой весь регион узнал эту марку и проявляет к ней огромный интерес. Так, первый дилер Peugeot в небольшой Калуге всего с 300-тысячным населением, открывшийся в сентябре 2010 года, продает по 35-40 автомобилей в месяц.

Стоит отметить, что по сравнению с докризисным 2008 годом значительно ухудшилось положение дилеров Тольятти. Они стали продавать меньше автомобилей (по 215 машин за десять месяцев), несмотря на то что количество иномарочных автосалонов в этом городе сократилось. Даже во Владивостоке продавцы новых иномарок работают более успешно, реализовав в январе-октябре по 314 машин на автоцентр. После введения заградительных пошлин импорт подержанных авто сошел на нет, а в городе появились первые официальные дилеры иномарок. Как отмечают эксперты, заниматься продажей автомобилей на Дальнем Востоке сегодня не менее выгодно, чем в европейской части России.

Всего же в России насчитывается порядка 3,5 тысяч дилерских центров всех марок, официально представленных на авторынке нашей страны. Как отмечают эксперты «Автостата», до начала 90-х годов прошлого века развитием в России сервисно-сбытовой сети всерьез занимался только АвтоВАЗ. Сегодня возраст дилерских сетей иностранных брендов не превышает и двух десятков лет.

Больше всего дилеров в нашей стране по-прежнему имеет АвтоВАЗ, однако за последние годы их количество значительно сократилось. Так, в начале 2000-х годов дилерская сеть Lada включала более 500 автоцентров, а сегодня у АвтоВАЗа насчитывается 357 официальных дилеров, из них около 100 – дочерние компании. Как отмечают эксперты, наиболее проблемным для дилеров Lada стал кризисный 2009 год, когда компания потеряла более 40 своих дилеров, в том числе в результате их банкротства. Между тем АвтоВАЗ не намерен сдавать позиций и продолжит расширять географию своей сервисно-сбытовой сети. Как сообщили в пресс-центре АвтоВАЗа, компания планирует к концу 2012 года увеличить количество дилеров примерно до 600. Этого роста предполагается достичь за счет привлечения независимых компаний, при этом число дочерних дилеров сократится до 35-40. Собственные дилеры нужны АвтоВАЗу для тестирования новых методик продаж, укрепления бренда и получения дополнительной прибыли от продаж, поясняют эксперты.

Из российских автопроизводителей стоит также отметить «ИжАвто», который с запуском производства после полуторагодичного простоя кардинально реорганизовал свою дилерскую сеть. Уже через два месяца после возобновления производства количество дилеров «ИжАвто» перевалило за сотню. «Ижевский автозавод будет продолжать и дальше расширять свое присутствие в регионах страны, чтобы в любом городе нашим покупателям были доступны недорогие и качественные автомобили», – отметил заместитель директора по маркетингу и координации материально-технического снабжения, начальник центра ситуационного анализа Виктор Лашкарев.

Что касается дилеров иномарок, то они начали появляться в России к середине 90-х годов прошлого века, причем их распространение притормозилось после известных событий 1998 года. А бурное развитие иномарочных дилерских сетей началось вместе с ростом рынка легковых автомобилей начиная с 2002 года. При этом, отмечают в «Автостате», рост дилерских сетей всегда отставал от роста авторынка, ведь на строительство шоу-рума уходит не менее одного года. Дилерские сети иностранных марок сегодня весьма разнообразны, так же как и число их дилерских центров. У одних компаний имеются от 10 до 20 дилеров, у других – от 50 до 100, у третьих – более сотни. Аналитики отмечают, что большинство зарубежных автомобильных брендов имеют в России генерального импортера, причем в основном это дочерние структуры автопроизводителей. По словам участников рынка, собственная дистрибуция, очевидно, более выгодное бизнес-предприятие для всех автопроизводителей, и рано или поздно к этому придут все.

Крупнейшей дилерской сетью по продаже и обслуживанию иномарок располагает ТагАЗ: автомобили этого завода сегодня можно купить в 226 дилерских центрах в 90 российских городах. Правда, отмечают эксперты, такое большое количество дилеров ТагАЗа во многом объясняется тем, что компания производит автомобили нескольких марок. К примеру, Hyundai уже имеет в нашей стране солидную дилерскую сеть, поэтому практически во многих мультибрендовых автосалонах марка TagAZ представлена наряду с Hyundai.

В связи с этим лидерство по количеству дилеров среди иномарок, пожалуй, справедливее будет присудить Chevrolet, которая имеет сегодня 149 дилерских центров в России. «Мы, конечно же, пытаемся быть ближе к нашим покупателям, сделать так, чтобы им как можно проще и быстрее было добираться до наших дилерских центров, до сервиса, – говорит PR-менеджер Chevrolet Роман Скольский. – Кроме того, если раньше дилеры располагались в основном в городах-миллионниках, то сейчас имеет смысл открывать центры в более маленьких городах, чтобы не упустить клиента».

Крупнейшими сервисно-сбытовыми сетями в России также располагают KIA (147), «GM-АвтоВАЗ» (136), Hyundai (121). Динамично развиваются дилерские сети таких марок, как Ford, Mitsubishi, Opel, Skoda, Volkswagen и других. При этом, отмечают эксперты, наиболее активно развиваются сервисно-сбытовые сети тех иностранных автопроизводителей, которые организуют в нашей стране промышленную сборку своих моделей.

Среди дилерских сетей стоит отметить Uz-Daewoo, которая продолжает придерживаться политики нескольких дистрибьюторов. Сегодня почти в ста российских городах работают 122 дилера марки, функционируют 168 торгово-сервисных центров. Причем из открывшихся с января по ноябрь 2010 года 28 точек 13 расположены в городах с населением до 500 тысяч человек. А в целом в сети наряду с городами-миллионниками довольно много небольших населенных пунктов районного значения, и их число увеличивается. Как говорят маркетологи Uz-Daewoo, эффективно управлять такой сетью централизованно сложно, поэтому существуют региональные дистрибьюторы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Уфе, Тюмени, Екатеринбурге. По их словам, такой подход обеспечивает автопроизводителю контроль за своевременной поставкой автомобилей, запчастей для их обслуживания, оптимизирует транспортные затраты, ассортиментную составляющую. «В конечном итоге работа с дилерами через дистрибьюторские центры позволяет мобильно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и учитывать потребительские предпочтения», – отмечают маркетологи Uz-Daewoo.

В нынешнем году ощутимо снизилось количество дилерских компаний, продающих в России китайские автомобили. Если в 2009 году их насчитывалось порядка 450 (без учета дилеров коммерческих автомобилей), то в 2010 году этот показатель не дотягивает и до 400. По словам участников рынка, часть дилеров обанкротилась, другая часть – просто отказалась от продажи «китайцев». Кроме того, некоторые компании из Поднебесной, такие как FAW и Hafei, просто ушли с российского рынка. А оставшиеся – поняли бессмысленность погони за количеством дилеров, считают эксперты.

Александр Чупров


Комментарии