branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Операция «Автохлам» признана успешной

Вице-премьер РФ Сергей Иванов назвал программу утилизации одной из самых успешных антикризисных мер. В новом году на эту программу выделят еще 13,5 миллиарда, а значит, АвтоВАЗ ждут новые прибыли...
Вице-премьер РФ Сергей Иванов назвал программу утилизации одной из самых успешных антикризисных программ, принятых правительством России. Из всех подобных мер по степени успешности он выделил только две: утилизацию старых машин и субсидирование пассажирских перевозок на Дальний Восток.

Он добавил, что в 2011 году на утилизацию будет выделено еще 13,5 млрд рублей. В этом году на первом этапе на реализацию программы было выделено 10,5 млрд рублей, а в августе 2010 года премьер-министр РФ В. Путин подписал постановление о выделении еще 10 млрд рублей.

Программа утилизации с самого начала вызвала настоящий ажиотаж среди многочисленных владельцев «автохлама» – 200 тысяч сертификатов, на которые изначально был рассчитан бюджет программы, разошлись всего за 3,5 месяца. Правда, на втором этапе «утилизации» выдача «бонусов» протекала почти вдвое медленнее – за тот же период дилеры выписали менее 120 тысяч свидетельств. Эксперты объяснили это ограничениями, которые Минпромторг ввел на выдачу утилизационных сертификатов.

Между тем непосредственно продажи автомобилей по сертификатам утилизации, выданным в том числе на первом этапе программы, только начинают «набирать обороты». Так, если за время первого этапа из 200 тысяч свидетельств об утилизации были отоварены чуть более 81 тысячи штук, то за такой же период второго этапа – уже около 200 тысяч. Соответственно, выросла и доля «утилизационных» машин на российском рынке – с 13% (по итогам первого этапа) до почти 24% (в рамках двух этапов по состоянию на начало октября). Как отмечают на АвтоВАЗе, на старте программы многие методики работы по ней находились в стадии отработки и в полную силу программа заработала к маю. Дилеры в различных регионах также не одновременно подключились к программе, поскольку Минпромторг просто не успевал выдавать дилерам пароли для входа в информационную систему.

По итогам как первого, так и второго этапа утилизации безусловным бенефициаром утилизации стал АвтоВАЗ. По данным Минпромторга, доля марки Lada в продажах автомобилей по программе утилизации увеличилась с 75% (на первом этапе) до 80% (в рамках двух этапов по состоянию на начало октября). А в реализации самого АвтоВАЗа «утилизационные» машины начиная с июля занимают почти половину (47-48%), тогда как в первые месяцы действия программы их доля составляла порядка 30%. Таким образом, «экобонусы» стали главным драйвером продаж автомобилей Lada. Как говорят на АвтоВАЗе, чтобы максимально удовлетворить заявки по программе утилизации, в апреле завод перешел к планированию производства с учетом предварительных договоров, заключаемых дилерами с покупателями. В результате, после того как утилизационная программа была продлена «на второй срок», план АвтоВАЗа на 2010 год вырос на 25% – до 565 тысяч машин.

По мнению экспертов, АвтоВАЗ заведомо был главным выгодополучателем утилизации в России, ведь модели Lada остаются самыми доступными на рынке и тем самым лучше всего отвечают требованиям участников программы – покупателей с небольшими доходами. Более того, как утверждают на АвтоВАЗе, многие владельцы сертификатов при покупке автомобилей Lada могут сэкономить и на плате за утилизацию (она, как известно, составляет 3 тысячи рублей), ведь АвтоВАЗ участвует в программе и как утилизатор автохлама.

Благодаря утилизационным бонусам вазовская «классика» начиная с июня захватила лидерство на российском авторынке несмотря на то, что она давно и безнадежно устарела. Причем уже по итогам девяти месяцев модели Lada 2105/2107 ушли в значительный отрыв от Lada Priora, впервые с 2008 года претендуя на лидерство и по итогам всего года. В то же время прежний российский «бестселлер» Lada Priora в рамках утилизационной программы уступает по продажам не только «классике», но и семействам Kalina и Samara.

Среди иномарок наибольшим спросом пользуются Renault Logan и Sandero, на которые, согласно данным Минпромторга, приходится 7,3% «утилизационных» машин. Около 80% от этого числа приходится на седан Renault Logan, который сохраняет лидерство среди иномарок и на российском рынке в целом.

На третьем месте по объему продаж в рамках утилизационной программы – Skoda с долей 2,7%. Причем изначально в утилизационный список входили только две модели чешской марки – Fabia и Octavia, а с середины мая по программе также стали продаваться Superb и Yeti. Наибольшим спросом у участников программы пользуется Fabia, на которую приходится 77% заявок.

Доля Ford в продажах «утилизационных» автомобилей составляет 2,4%. При этом около 95% продаваемых по программе машин – это модель Focus, оставшиеся 5% – седан Mondeo. Напомним, что Ford выпускает специальные «утилизационные» версии Focus – трехдверный хэтчбек за 439 тысяч рублей, пятидверный хэтчбек за 449 тысяч рублей и седан за 459 тысяч рублей (без учета сертификата). Однако эти автомобили особым успехом не пользуются: лишь 17% проданных по программе автомобилей модели Focus были из серии Limited Edition.

Замыкает «топ-5» восстребованных по программе утилизации марок российский ГАЗ с долей 1,8%. По данным пресс-службы группы «ГАЗ», около 27% продаж по сертификатам пришлись на седаны бизнес-класса Volga Siber, остальные – это «Газели» и «Соболи». «Основные покупатели «Газелей» и «Соболей» – юридические лица, – отметили в пресс-службе дивизиона «Легкие коммерческие автомобили» группы «ГАЗ».

Напомним, программа утилизации старых автомобилей стартовала в России 8 марта 2010 года. Воспользоваться ей может владелец автомобиля, произведенного в 1999 году или ранее, при этом автомобиль должен быть в собственности не менее года. При сдаче машины на утилизацию собственник получает компенсацию в 50 тыс. рублей на покупку нового автомобиля, собранного в РФ.