branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

22 ноября появился новый украинский автомобиль

Самый дешевый, обруганный и обласканный советский автомобиль встал на конвейер именно 22 ноября. По заданию партии народный автомобиль разработали на основе популярного в Европе Fiat 600...
Прототип ЗАЗ-966
Прототип ЗАЗ-966
22 ноября 1960 года день рождения автомобилей «Запорожец» – марки советских и украинских заднемоторных легковых автомобилей особо малого класса, выпускавшихся заводом «Коммунар» в городе Запорожье (позднее – Запорожский автомобильный завод, или АвтоЗАЗ). Первым в линейке этой украинской марки появился «Горбатый» – ЗАЗ-965. Стоил первый народный «Запорожец» 1200 рублей, и в стране, где автомобилей практически не было вообще, за «Запорожцами» стояли огромные очереди.

По заданию партии народный автомобиль начали разрабатывать в Москве, взяв за основу популярный в Европе дешевый Fiat 600 конструктора Данте Джакозы. На заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) появилась опытная заднемоторная микролитражка «444». Первый ее образец появился еще в 1957 году, а второй – в 1958-м. Советский автомобиль получил большие 13-дюймовые колеса против 12-дюймовых у итальянца и увеличенный клиренс. А вот двигатель у нас использовали свой – вариант двухцилиндрового мотоциклетного движка Ирбитского завода мощностью всего 17,5 л.с. Своего двигателя, подобного итальянскому четырехцилиндровому жидкостного охлаждения, у нас не было. В 1959 году уже для будущего «Запорожца» были изготовлены два опытных четырехцилиндровых мотора воздушного охлаждения – оппозитник ЗАЗ-965Г и V-образный агрегат ЗАЗ-965В. Первую партию серийных машин завод собрал 22 ноября 1960 года и до конца года выпустил около полутора тысяч «Запорожцев».

Под маркой «Запорожец» (экспортный бренд — Yalta) с 1960 по 1969 год произвели 322 106 единиц «горбатых» ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А. Последний отличался более мощным 27-сильным двигателем, рабочий объем которого увеличили до 887 куб. см. Его отличали также новое рулевое колесо, подфарники в крыльях, декоративный молдинг вдоль боковины кузова, хромированная декоративная решетка радиатора.

Позже появились другие модели «Запорожцев», архаичные по своей конструкции, но дешевые и более доступные, чем «Жигули». В отсутствие конкуренции и при постоянных очередях на «Запорожцы» вплоть до развала СССР тратить деньги на совершенствование конструкции машин не имело особого смысла. Поэтому в производстве оставались сначала ЗАЗ-968А, известный как «ушастый», а затем его модификация ЗАЗ-968М. На бумаге еще в семидесятых годах у завода появились разработки перспективных переднеприводных автомобилей, но вот запустить в серию ЗАЗ-1102 «Таврия» удалось только в 1987 году.

19 сентября 2008 года Запорожский автозавод завершил выпуск автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута», седана на базе «Таврии».

Сегодня на заводе выпускают автомобиль ЗАЗ Chance, который восходит корнями к корейской модели Daewoo Lanos 1997 года.

Кирилл Орлов