branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Зачем вазовцев изолируют от столицы?

Катастрофа не за горами: cотрудники АвтоВАЗа вскоре могут остаться без прямого железнодорожного сообщения с Москвой. Блогер Зоя Севостьянова делится последними тольяттинскими новостями с читателями AutoNews.ru...
Зачем вазовцев изолируют от столицы?
Зачем вазовцев изолируют от столицы?
На минувших выходных во время командировки из Москвы в некогда родной город Тольятти в купе пассажирского поезда услышала прелюбопытную сплетню – с 28 ноября 2010 года прямого ж/д сообщения между столицей и городом-заводом не будет...

Не скажу, что сильно расстроилась по этому поводу – в последнее время все чаще летала самолетом, да и поезда по данному направлению ходят не первой свежести и не фирменные вовсе – пассажирские. Но все же озадачилась: как же так, город с 700-тысячным населением оказывается в каком-то карантине или изоляции?! Ведь кроме направления МСК – ТЛТ в этом транспортном аппендиксе были только прицепные вагоны до Питера (дорога в общем вместе с длительными стоянками и перецепками занимала два дня) да поезд до Саратова. С отменой этих маршрутов отпадет надобность в самом ж/д вокзале, который в свое время был образцом индустриальной архитектуры, а теперь опустеет, став похожим на декорации к арт-хаусному фильму.

Расспросила своих знакомых, выяснила, что слухи об отмене поезда № 65/66 с конца ноября 2010 года курсировали всю последнюю неделю. Проверила на сайте РЖД, вбив дату отправления 29 ноября: электронная система бронирования ж/д билетов сообщила, что поездов на указанную дату НЕТ.

Интернет жужжит, что Тольятти стал глухой провинцией, так как добраться до столицы можно будет только из Самары или из Сызрани. Потом речь пошла также и об отмене прицепных вагонов «Тольятти – Питер». В кассах людям говорили, что «все билеты выкупила Москва». В единой телефонной справочной службе РЖД мне ничего внятного по этому поводу сообщить не смогли, предложили только сделать официальный запрос информации, что и было сделано немедленно. На днях обещали прислать ответ, поживем-увидим.

Из официальных документов в сети удалось найти только выдержки из приказа ЦЗ-ФПК Акулова М. П. от 26 сентября 2010 года № 215, в котором говорится следующее:

С 1 декабря:

1. Поезд № 65/66 Тольятти – Москва будет формироваться и обслуживаться вагонным депо Николаевка (сейчас – ВЧД Самара).
2. ВБС Тольятти – СПб будут формироваться и обслуживаться вагонным участком СПб Московский (сейчас – ВЧД Самара).
...
9. Пункты формирования Тольятти, Рыбинск, Сонково, Йошкар-Ола, Берещино, Валуйки преобразуются в пункты оборота.
...
12. Упраздняются резервы проводников (подрезервы) Тольятти, Рыбинск, Осташков, Йошкар-Ола, Сергач, Берещино.

То есть пока что формирование поездов (количество вагонов, оснащение их питанием, постельным бельем, обслуживание, ремонт) из Тольятти в Москву и Санкт-Петербург ведется в Самаре. К Самаре также приписан резерв проводников, которые обслуживают эти поезда.

Воспользовавшись уникальной возможностью, расспросила проводников поезда Москва – Тольятти. Они, являясь жителями Тольятти, давно уже привыкли к тому, что служба кадров и бухгалтерия Куйбышевской железной дороги находятся в Самаре: благо нечасто приходилось туда ездить. Что же теперь – тетушки-проводницы, которым лет пять осталось до пенсии, растерянно поеживаясь, сообщили, что уже в конце ноября вагоны уходят в Самару и Москву, а их самих полностью переводят в Самару, а оттуда «перекидывают» на всевозможные дальние направления – Уренгой, Новгород, южные пути... На мой вопрос, как им объясняют такие изменения, недоуменно повели плечами: «Говорят, нерентабельно». Постойте, как же так? Никогда не видела пустых вагонов на этом направлении, и порой купить билет за день до отъезда нереально...

Версий причин происходящего масса. Не секрет, что несколько месяцев назад с АвтоВАЗа ушла очередная команда гастролирующих пиарщиков и маркетологов, причем ушла не куда-то, а в РЖД, в столицу. Кто-то усмотрел коварный замысел мести от недополучивших отступных бонусов корыстных москвичей.

Другие же заявляли, что поезд вообще не нужен, так как есть компания «Авианова», стоимость билетов которой при предварительном заказе составляет всего лишь 750 рублей, и это вместе с багажом. Им возражали, что такая цена не вечна, да и чтобы добраться до аэропорта, необходимы дополнительные время и деньги.

Третьи вспомнили про озвученные руководством ОАО «Российских железных дорог» планы по продолжению «экспансии» «Сапсана» в Самару. Известно, что для скоростного движения необходим большой платежеспособный пассажиропоток, который впоследствии окупит колоссальные капитальные затраты на реконструкцию и строительство новых участков ж/д. И, возможно, замкнув на Самару весь мало-мальски активный поток командировочных менеджеров, следующих до Тольятти и обратно, РЖД надеется решить проблему наполняемости «cапсанчиков». Но мы же помним, что железнодорожный вокзал в Самаре находится практически в самом центре города и добраться дотуда из Тольятти – и сейчас порой задачка не для слабонервных.

Узкие улицы исторической части Самары приспособлены скорее для движения на повозках с лошадьми, да и то в одностороннем порядке, нежели для современного машино-потока. Справится ли Самара с предполагаемым наплывом тольяттинских авто? Ведь вероятность того, что все разом пересядут на автобусы и электрички, чтобы проследовать от Тольятти до Самары, стремится к нулю. А еще, кажется, за час или два до прохождения «Сапсана» движение на пути прекращается. Вот спасибо-то скажут жители Новокуйбышевска, Чапаевска, Безенчука, которые работают (учатся) в Самаре! Итак, народ приходит к мнению, что «Сапсан» в Самаре – это утопия. Ведь каких скоростей и какого времени пути можно добиться? Понравится ли пассажирам ехать в Москву в сидячем «Сапсане» 8-10 часов за 5000 рублей? Думается, таких желающих и 200 человек в день не наберется, даже с учетом перенаправления возможного тольяттинского пассажиропотока. В общем, проект будет глубоко убыточным, а затраты в разы больше, чем на линии Москва – Петербург.

Единственный проект, который может быть разумным в регионе, – строительство скоростной ж/д Самара – Курумоч – Тольятти, со скоростями около 160 км/ч. Все остальное – скоростные поезда на Москву, Уфу, Пензу, Ульяновск, Саратов – маниловщина. Пассажиропотоки очень малы, а платежеспособных пассажиров можно по пальцам пересчитать.

В целом россияне уже привыкли жить по формуле «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Что выйдет из всей этой затеи с переделом поездов и какой резонанс получит РЖД благодаря провалам в собственной информационной политике – покажет время. А я пока буду искать возможность взять авиабилет на новогодние праздники домой подешевле. Или попутчиков на авто найду. Ну их, эти московские интриги...

Зоя Севостьянова



Перейти к оригиналу статьи на блогах AutoNews >>