branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Кризис не сказался на богатых русских

«Большая немецкая тройка» Audi, BMW и Mercedes-Benz захватила лидерство в премиальном сегменте на российском рынке. Немецкий премиум уверенно себя чувствовал и в кризисном 2009 году, а в нынешнем и вовсе идет на рекорд. Продажи Audi, BMW и Mercedes-Benz превосходят показатели даже самого успешного 2008 года, а по итогам десяти месяцев уже превысили объемы реализации за весь прошлый год...
Кризис, который пережил российский авторынок, практически не сказался на премиальных брендах. Показательно, что по сравнению с самым успешным 2008 годом рыночная доля премиум-сегмента в 2009 и 2010 годах увеличилась – по данным PricewaterhouseCoopers, с 3% до 4% и 5% соответственно. Дело в том, что в кризисном 2009 году продажи премиальных автомобилей снизились в меньшей степени, чем рынок в целом и наиболее пострадавший масссовый сегмент в частности. И восстанавливаться сегмент дорогих машин начал раньше рынка – ведущие премиум-бренды показывают рост с конца прошлого года.


По словам президента «BMW Group Россия» Петера Кроншнабеля, устойчивые позиции премиум-марок на рынке объясняются стабильно высоким уровнем доходов покупателей премиальных автомобилей, а также грамотной политикой автопроизводителей. «В кризисный период большое значение играет то, как гибко компания может подстроиться под своих клиентов, – отмечает г-н Кроншнабель. – Нам, безусловно, большую помощь в этом оказывают BMW Банк, сильная модельная линейка и локальная сборка на заводе в Калининграде». По словам руководителя отдела корпоративной коммуникации «Мерседес-Бенц Рус» Андрея Родионова, кризис уменьшил ценовые различия между моделями Mercedes-Benz, например С-класса, и «одноклассниками» более массовых марок.

Немецкие марки Audi, BMW и Mercedes-Benz традиционно лидируют среди премиальных брендов в России. Стоит отметить, что в нынешнем году продажи немецкой премиум-тройки превосходят показатели даже самого успешного 2008 года, а по итогам десяти месяцев уже превысили объемы реализации за весь прошлый год. Эксперты объясняют это отложенным спросом, который сформировался в кризисный период, а также выходом знаковых премьер, таких как новые поколения BMW 5-й серии и Mercedes E-класса.

«Автомобили «тройки» – это самые высокотехнологичные, продвинутые продукты на рынке, – говорит директор по маркетингу Audi Russia Елена Басова. – Каждая новая модель, выпущенная одним из производителей «тройки», задает новые стандарты в автомобилестроении. Стандарты, на которые равняются остальные производители». Кроме того, по словам Е. Басовой, лидеров сегмента отличает высокий уровень обслуживания клиентов и разветвленная дилерская сеть, а также очень широкая модельная линейка.

Как добавляют эксперты, модельные линейки Audi, BMW и Mercedes-Benz закрывают абсолютно все основные классы и при этом практически полностью повторяют друг друга – от компактных авто до представительских седанов и внедорожников. Конкуренция внутри немецкой премиум-тройки зачастую порождает появление «новых классов» – вспомнить хотя бы «внедорожное купе» BMW X6 и «четырехдверное купе» Mercedes-Benz CLS. «Производителю проще выдать чуть видоизмененный продукт и назвать его «родоначальником класса», нежели продолжать бороться в конкурентном сегменте, – говорят эксперты. – И, надо сказать, такой подход более чем успешен. К примеру, тот же BMW Х6 продается несколько лучше Х5, а по стопам Mercedes CLS появились такие машины, как Audi А7».

По словам П. Кроншнабеля, конкуренция между Audi, BMW и Mercedes-Benz «очевидно велика». «Бренды за пределами «большой немецкой тройки» мы не рассматриваем в качестве конкурентов, – добавляет Е. Басова. – Другие производители (в том числе и японские) представляют на рынке автомобили категории премиум, но это не ставит их в один ряд с Audi по уровню комфорта, технологий и разнообразию моделей».



Между тем основными конкурентами немецкой премиум-тройки на российском рынке считаются японские Lexus и Infiniti, называются также немецкий Porsche и шведский Volvo. Впрочем, отмечают эксперты, «немцев» выгодно отличает гораздо более богатая история, наличие в «топовых» линейках таких двигателей, как V12 (ни один из японских брендов такого пока не предлагает), а также возможность индивидуального наполнения автомобиля опциями. «Японцы предпочитают фиксированные комплектации с едиными наборами оснащения, – говорят эксперты. – Европейский подход иной – он позволяет «строить автомобиль» исключительно под клиента, число вариаций измеряется не десятками, а сотнями и тысячами».



По словам А. Родионова, модели Mercedes-Benz, которые предлагаются на российском рынке, по своей комплектации максимально отвечают пожеланиям клиентов. «Прежде всего это касается новой «Особой серии» – теперь клиент может заказывать дополнительные опции к фиксированной комплектации», – говорит представитель «Мерседес-Бенц Рус». В разные годы все представители «большой немецкой тройки» становились лидерами в премиум-сегменте на российском рынке, а в последние несколько лет «пальму первенства» захватил BMW. По словам П. Кроншнабеля, удерживать лидирующие позиции баварской марке позволяют различные финансовые программы от BMW Банка, самая крупная в стране дилерская сеть в премиум-сегменте, а также широкий модельный ряд, в том числе российской сборки. «На данный момент ценовое преимущество автомобилей BMW, собранных в Калининграде, составляет без малого 15%. И это действительно хорошее предложение, – отмечает президент «BMW Group Россия». – Качество российской сборки полностью соответствует мировым стандартам – а если нет разницы между, например, немецкой и российской сборкой, то зачем платить больше?»

Свои автомобили в России выпускала и Audi – с октября 2009 года по сентябрь 2010 года в рамках фазы SKD-сборки на калужском заводе Volkswagen Group Rus в небольших объемах собирались модели Audi A4, A5 Coupé, Q5, A6 и Q7. «Решение о запуске сборочного производства было принято с целью сохранить уровень занятости на заводе VW в Калуге в период падения российского авторынка», – отмечает Е. Басова. При этом, по ее словам, импорт моделей, сборка которых временно осуществлялась на заводе VW в Калуге, не прекращался. Цена на автомобили не менялась, и, соответственно, сворачивание сборочного производства тоже никак не повлияло на ценообразование.

Александр Чупров