branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Следующий автомобиль – за два года

Если бы россиянам не мешала суровая действительность, они меняли бы автомобили раз в два года и выбирали бы автомобили марки Toyota и немецких премиум-брендов...
Подавляющее большинство россиян – четверо из пяти автовладельцев, или 81% – планируют приобрести следующий автомобиль в течение ближайших двух лет. Таковы результаты online-исследования, проведенного агентством GfK среди автомобилистов в крупных российских городах в августе 2010 года.

В течение ближайших шести месяцев планируют приобрести машину 11% владельцев отечественных автомобилей и 17% обладателей иномарок. Чуть более четверти из желающих сменить авто хотели бы сделать это в течение одного года, а через 24 месяца пересесть на новые «колеса» предпочли бы 38% и 30% владельцев российских авто и иномарок соответственно.


Данные исследования GfK Auto Monitor – август 2010 г.


Из тех, кто планирует покупку автомобиля в течение ближайших двух лет, 78% опрошенных владельцев иномарок и 67% владельцев отечественных автомобилей собираются приобрести свой следующий автомобиль новым. Эти данные подтверждают тенденцию постепенного уменьшения российского вторичного рынка, особенно машин, привозимых из-за границы специально для продажи на вторичном рынке. Чуть более половины всех респондентов планируют покупать следующий автомобиль за собственные наличные средства, остальные думают о привлечении заемных средств. То есть доля кредитных автомобилей вновь, как и до кризиса, приблизится к 50%.

Отвечая на вопрос «Автомобиль какой марки вы будете рассматривать [в качестве возможной покупки] в первую очередь?», 13% владельцев иномарок назвали Toyota, 8% выбрали Volkswagen, по 7% – Ford и Nissan. Сенсаций здесь не произошло – российский потребитель консервативен и в среднем отдает предпочтение проверенным маркам автомобилей, которые не меняются год от года. Однако и в этом вопросе желаемое расходится с действительными данными. Как бы ни возжелали наши соотечественники Toyota и VW, но покупать нам приходится Chevrolet и KIA. Именно эти две марки возглавляют сейчас рейтинг самых продаваемых автомобилей в России, и в ближайшее время смена лидеров здесь не планируется. Первенство по предпочтениям среди владельцев отечественных авто надежно удерживает «Лада» – автомобили этой марки в первую очередь готовы рассмотреть 20% респондентов, второе место у Volkswagen (9%), и по 6% у Ford и Hyundai.


Данные исследования GfK Auto Monitor – август 2010 г.


Когда автомобилистам предложили назвать несколько марок, которые они в принципе готовы рассматривать в качестве возможной покупки, первые позиции заняли Toyota (суммарно 28%), Volkswagen (суммарно 23%) и Ford (суммарно 22%). Такие марки, как Ford, Hyundai, KIA, Chevrolet, Renault и Daewoo, в большей степени рассматривают владельцы отечественных автомобилей, а Toyota, BMW, Mercedes, Volvo и Lexus в большей степени привлекают в качестве следующей покупки владельцев иностранных автомобилей.

Отмечая три наиболее важных критерия при выборе автомобиля, подавляющее большинство владельцев отечественных машин на первое место поставили стоимость (81%), вторую позицию отдали качеству и надежности (38%), а на третье место вышла стоимость обслуживания и эксплуатации (26%). Для владельцев иномарок наиболее важными факторами также являются стоимость автомобиля (65%), качество и надежность (37%), а также уровень безопасности и технические характеристики автомобиля (по 33%).

Данные исследования GfK Auto Monitor – август 2010 г.



Лишь единицы среди участников исследования отнесли к важным критериям позиции «Время ожидания доставки», «Скидки/акции/подарки дилера» и «Высокая стоимость при перепродаже», то есть те характеристики покупки, которые обеспечивает продавец – конкретный дилер. Главным при покупке автомобиля для российского потребителя остаются характеристики самого товара. Наш потребитель сначала выбирает автомобиль (марку, модель), а уж потом ищет продавца. Так что торговать популярными в народе марками легче, чем другими, – товар сам себя продает. Решение о приобретении нынешнего автомобиля большинство респондентов принимали самостоятельно, а 43% – совместно с членами семьи. Собственные наличные средства в покупку вложили 67% автовладельцев, 20% взяли автокредит, еще 10% – потребительский кредит. Каско купили ровно треть владельцев отечественных машин и две трети владельцев иномарок. В целом владельцы иномарок более охотно страхуют свои автомобили, чем владельцы отечественных авто. Это объясняется тем, что иномарки элементарно дороже, а их владельцы лучше обеспечены и могут позволить себе оплачивать более дорогие страховые пакеты.

Аптечку возит с собой абсолютное большинство автовладельцев (95%), но пользоваться ею приходилось лишь половине опрошенных. При этом чаще всего в ход идут перевязочные материалы: стерильные и нестерильные бинты (67% и 33% соответственно), лейкопластырь бактерицидный и рулонный (61% и 50%), ножницы (56%), вата (55%), зеленка или йод (53%). В топ-10 лекарственных средств попали также анальгин (61%), аспирин (39%) и валидол (30%). Каждый пятый из опрошенных (19%) держит в машине под рукой средства самообороны. Почти половина (44%) водителей разместили в машинах автомобильные иконы. Не возят с собой знак аварийной остановки 17% водителей, а 12% не берут и огнетушитель. Александр Кисов, руководитель отдела исследований автомобильного рынка GfK Rus: «Результаты проведенного опроса показывают, что широко обсуждаемая в автомобильных и медицинских кругах инициатива правительства по изменению состава автомобильной аптечки являлась оправданной и обоснованной».


Данные исследования GfK Auto Monitor – август 2010 г.


GfK Group – агентство, проводившее исследование, занимает четвертое место по обороту в мире среди компаний, занимающихся маркетинговыми исследованиями. Первая волна исследования GfK Auto Monitor была проведена в августе 2010 года во всех городах РФ с населением более 500 тыс. чел., за исключением дальневосточного региона. Иван Ходырев, старший исследователь отдела исследований автомобильного рынка GfK Rus: «Несмотря на метод проведения опроса, мы можем с уверенностью говорить о репрезентативности данных. Наш опыт проведения опросов автовладельцев с использованием различных методов сбора информации (личные интервью, телефонные интервью, online-опросы) показал, что данные, получаемые с помощью личных или телефонных интервью, вполне сопоставимы с данными, полученными в результате online-опроса». Правда, надо отметить несколько особенностей опрошенной аудиториии. Все респонденты – пользователи интернета, соответственно, уровень дохода и образования у них выше, а средний возраст – ниже по сравнению с реальной ситуацией.

Выборка произведена по 1014 интервью, среди которых на владельцев отечественных автомобилей приходится 205 ответов и на владельцев импортных автомобилей – 809 интервью. Все машины, владельцы которых участвовали в исследовании, не старше десяти лет. Под отечественными в опросе подразумевались автомобили марок «Лада», ГАЗ, УАЗ, ИЖ, «Ока», «Москвич».

Кирилл Орлов