branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Россиян пересадят на пикапы

В ходе Московского автосалона на российском рынке появилось сразу два пикапа – VW Amarok (от 990 тыс. рублей) и Toyota Hilux (от 975 тыс. рублей). Автопроизводители считают, что российский потребитель наконец созрел для такого типа кузова. Впрочем, цифры продаж пока свидетельствуют об обратном...
Россиян пересадят на пикапы
Россиян пересадят на пикапы
Ниша пикапов все еще считается довольно экзотической в России, а «машина для фермера» – неоправданно дорогой. Тем не менее российский рынок потихоньку начинает пополняться пикапами, формально относящимися к автомобилям коммерческим. В недавнем интервью AutoNews директор по маркетингу и продажам ООО «Тойота Мотор» Дирк де Ман объяснил, почему компанией было принято решение начать в Россию поставки, казалось бы, традиционно «американских» пикапов Toyota Hilux. По мнению аналитиков Toyota, российский рынок сохраняет огромный потенциал для больших джипов и разного рода внедорожников и их доля продолжит расти в самое ближайшее время. Старт продаж Toyota Hilux на российском рынке назначен на 3 ноября 2010 года. В представительстве Toyota уточнили, что в 2011 году компания собирается продать здесь около 2500 таких пикапов.

Аналогичную точку зрения высказал член правления компании Volkswagen д-р Вольфганг Шрайбер на Международной выставке коммерческих автомобилей IAA в Ганновере, где прошла мировая премьера однокабинного VW Amarok ( в России только что стартовали продажи пикапа с двойной кабиной). Представляя новинку, д-р Шрайбер отметил, что доля пикапов во всем мире растет (в Европе продажи стартуют в следующем году). В российском офисе «VW Коммерческие автомобили» затруднились спрогнозировать объем продаж по Amarok, говоря, что квота на 2010 год уже выбрана, а следующий год будет формироваться по заказам. Впрочем, по словам Михаила Семенихина, руководителя «VW Коммерческие автомобили» в России, тойотовский пикап «фольксвагену» не конкурент – по словам менеджера, конструкции автомобилей слишком сильно разнятся.

Российские дилеры в это время сообщают, что пикапы как таковые сохраняют интерес потребителя. «Спрос на пикапы на российском рынке увеличивается с каждым годом, – комментирует руководитель службы продаж компании «Авто Ганза» Павел Зиновчук. – Постоянно растет доля потенциальных клиентов, которые обладают либо планируют прибрести загородную недвижимость, ведут активный образ жизни и определенно выбирают внедорожники класса пикап с выдающимися данными по проходимости, а также огромным багажным пространством. Такими автомобилями интересуются в том числе и предприниматели, занимающиеся фермерством и т. п.».

По словам П. Зиновчука, выделенные импортером квоты на сентябрь на VW Amarok уже выбраны, сейчас дилеры принимают заказы на следующие месяцы. Правда, несмотря на то что официально двухкабинный Amarok был представлен на ММАС-2010, в салонах дилеров презентации пройдут лишь в октябре-ноябре, поэтому, скорее всего, еще не все клиенты VW успели ознакомиться с новинкой.

О явной тенденции по растущему спросу на пикапы говорить все же рано – единой точки зрения на эту нишу рынка у производителей, кажется, нет. Пытались завозить пикапы китайские автопроизводители, сегодня же основными игроками в этой нише (впрочем, в разных ценовых категориях) можно считать также такие модели, как Nissan Navara (от 1 279 450 рублей), Ford Ranger (от 978 500 рублей) и Mitsubishi L200 (от 699 тыс. рублей). Однако в сравнении с другими классами автомобилей продажи пикапов пока очень невелики. Например, как сообщили в представительстве Nissan, в 2009 году компания продала в России 835 автомобилей Nissan Navara, а за первые восемь месяцев 2010 года – более 400 шт.

Пикапы пока не особенно популярный вид транспорта, подтверждают эксперты АА «Автостат». Если говорить о российском рынке вообще, в первом полугодии 2010 года в России было продано всего 4100 таких автомобилей, что на данный момент составляет 0,4% рынка. Причем по сравнению с 2009 годом их доля уменьшается: по данным «Автостата», в первом полугодии 2009 года было продано 5280 штук (=0,6% рынка).

«Доля рынка пока очень мала, – констатирует исполнительный директор АА «Автостат» Сергей Удалов. – Отечественные пикапы (производства «Иж» и «ВИС» ) мы относим к сегменту LCV, и их продажи невелики. Используют их в коммерческих целях. Иностранные пикапы – достаточно дорогие и в коммерческих целях не используются. Сегмент имеет ограниченное число потребителей и пока непонятно, как будет развиваться. Больше приживаются в России небольшие грузовички и фургоны». Таким образом, даже кабриолеты в суровой России продаются лучше, чем пикапы.



Падение в этом году связано с кризисом, объяснили в представительстве Nissan. «В прошлом году большинство игроков сегмента распродавало складские остатки автомобилей 2008 года выпуска со значительными скидками, – прокомментировала директор по коммуникациям «Ниссан Мотор Рус» Татьяна Натарова. – За весь год единственным исключением из этого правила стал Nissan NP300 Pick Up: достаточно значительная доля проданных в 2009 году машин этой модели были 2009 года выпуска. К началу 2010 года складские остатки были небольшими. При этом в сегменте пикапов (как и вообще среди легких коммерческих грузовиков, к которым формально относятся и пикапы) началось оживление спроса, поэтому все, что оставалось у дилеров в наличии, было быстро распродано. Однако новые поставки были ограничены, что привело к падению доли сегмента. Сейчас, когда проблемы с нехваткой машин более-менее решены, доля сегмента постепенно возвращается к своему обычному уровню».

Елена Костякова