Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

ММАС-2010: послевкусие

Московский автосалон закончился, но продолжает оставаться одной из главных тем для автомобильного сообщества. Олег Мосеев в блоге «Автобизнес с высоты свободного полета» рассуждает о выставке достижений российского автобизнеса и новых тенденциях в авторитейле...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Основная тема обсуждений между коллегами за последние две недели – это, конечно, Московский международный автосалон. У меня посещение ММАС-2010 вызвало весьма неоднозначные впечатления.

Московский автосалон вроде бы относится к категории «А», но по сути таковым не является. Прежде всего, потому что носит сугубо утилитарный характер: все производители представили на стендах либо уже продаваемые, либо готовящиеся к выходу на рынок модели. Никаких концептов, никаких технологических новшеств, откровений... Салон был явно констатацией факта, а не взглядом в будущее. Даже Audi и BMW, относящие российский рынок к числу приоритетных, предпочли ограничиться лишь закрытыми показами своих А7 и Х3, приберегая их мировые премьеры до Парижского салона. Поэтому те, кто шел на автосалон познакомиться с будущим мирового автопрома, с новыми векторами его развития, на мой взгляд, остались разочарованы.


С другой стороны, ММАС – это отличная площадка для деловой активности всех тех, кто так или иначе связан с автобизнесом, это место проведения конференций, дискуссий, знакомств, обмена опытом. И в этом плане лично для меня автосалон был богат на открытия и впечатления.

Прежде всего, увидел, что и московские, и региональные дилеры уже рассматривают и изучают возможности экстенсивного развития, то есть сделки M&A. Рынок все ближе подходит к фазе консолидации.

Порадовало, что самосознание дилеров меняется в лучшую сторону. Раньше лишь десяток-другой компаний (как правило, это сетевики, те, кто занимает высшие строчки в различных отраслевых рейтингах) планомерно и систематично работали над повышением своей эффективности, стремились к оптимизации, пересматривали бизнес-процессы (уверен, именно сбалансированность и «выстроенность» бизнеса позволили им успешно пройти острую фазу кризиса). Теперь в процесс самосовершенствования и в борьбу за повышение производительности вступили те, кого относили к компаниям второго эшелона. Таким образом, растет число дилеров, четко понимающих, что ситуация на рынке поменялась кардинально и прежних времен не вернешь, а значит, нужно бороться за собственную эффективность, и именно она в конечном счете позволит успешно работать в любых рыночных условиях.

Заметно снизился градус необъяснимого оптимизма. Дилеры в большинстве своем адекватно оценивают нынешний рост, который, по большому счету, можно объяснить лишь отложенным спросом и программой утилизации. Уже все ведущие игроки осторожны в прогнозах и больших иллюзий не испытывают. Но, справедливости ради, отмечу, что по-прежнему есть группа дилеров, которые верят в шоколадное будущее, уверены, что у них все замечательно, а будет еще лучше. Мне видится, что такой немотивированный оптимизм может привести рынок ко второй волне банкротств (если не случится русского чуда, и нефть не будет стоить 150 долл.).

Удивление вызвало и общение с коллегами-консультантами из уважаемых компаний. Они, поразительным образом не понимая сути бизнеса, берутся консультировать компании авторитейла. Особенно удивляет их взгляд на организацию системы послепродажного обслуживания автомобилей, рассуждая о которой они относят мастеров-приемщиков к непродуктивному персоналу со всеми вытекающими из этого определения последствиями. Но ведь основная задача дилера не хорошо закрутить гайку или покрасить бампер, а продать услугу! Понятно, что любая работа должна быть сделана качественно, но задача все-таки – продать услугу, результат всегда важнее процесса.

Отказавшись от мастера-приемщика как продуктивного сотрудника, современный дилер вступает в конфликт с идеологией построения бизнеса, клиентоориентированность компании существенно снижается. В результате мы видим, что многие компании так и не научились зарабатывать на сервисе, а сервис – это как раз то направление, которое в период волатильного спроса на автомобили позволяет автодилеру стабильно зарабатывать.

Видимо, должно еще пройти время или произойти какие-то потрясения, чтобы все дилеры повсеместно поняли, что ситуация «свободная касса» закончилась не только в шоу-румах, но и на станциях техобслуживания. И что именно работа недооцененного отдельными специалистами мастера-приемщика существенно влияет на эффективность и стабильность всего предприятия. Ведь кто как не этот «непродуктивный» работник является для автовладельца олицетворением всего ДЦ, помощником, советчиком, доверенным лицом. Часто именно от его квалификации зависит, приедет ли автовладелец еще раз на ТО или на ремонт в этот дилерский центр.

Так что мне ММАС подарил не столько впечатления от экспозиции, сколько поводы для размышлений от общения с автодилерами и экспертами рынка. Автосалон как бы подвел черту под традиционным летним затишьем и дал старт новому деловому сезону и высокой рыночной активности.

Блог автора можно посмотреть здесь...

Остальные блоги о Московском автосалоне читайте здесь...